...Не отвлеченные символы, но реальное сознание отображал Макарий Египетский, когда
писал: "Те, кто суть сыны света и сыны служения во Св. Духе, те от людей ничему
не научатся, ибо они суть богонаученные. Ибо сама Благодать пишет в их сердцах
законы Духа. Им не нужно достигать полноты убеждения в писаниях, написанных
чернилами, но на скрижалях сердца божественная Благодать пишет законы Духа и
небесные тайны. Сердце же начальствует над всеми органами тела. И если Благодать
проникла в долины сердца, то она властвует над всеми членами тела и над всеми
помышлениями”. "Начало тайны врача — знание хода сердца” — заповедует египетский
папирус. Тот, кто знает духовное сердце, тот знает и тонкую боль сердца
физического, о чем так проникновенно говорит Добротолюбие. Знающий эту тонкую
боль познал и огнь любви — не любви воздыхания, но любви действа и подвига. Той
любви, которая издревле зовется богочеловеческою, вознося людское чувствование.
"Какой мудрец знания не будет владыкою любви?” — заповедует Агни-Йога.
Тонкая боль, жар огня сердечного ведом потрудившимся в накоплениях
опыта.
Ведом тем, у кого труд осознанный вошел в молитву, а молитва претворилась
в неумолчное биение сердца, в ритм жизни. Спросят ли вас, что есть ритм и почему
важно назначение его? Значит, вопросивший не знает тонкую боль сердца и не знает
пространства и не прислушался к гимну природы.
Без собственного напряжения не
познает он искр подвига, приближающих его сердце к мере созвучия с Бытием и
Любовью. Центр Духа связан с центром организма. Связь эта, веками известная, ни
научно, ни философски не разгадана, но вместе с тем совершенно очевидна. Чаша
опыта. И этим путем мы опять подойдем к творчеству мыслью — к таинственному, но
непреложному "Слово плоть бысть”. Таким путем Логос воплощается и в телесное.
Тайна эта явлена в каждом человеке, в каждом воплощенном духе. Бог вложил
человеку вечность в сердце, — обитель духа нетленна, вечна через все воплощения.
И познает она свет, ибо и сама является источником света.
Тонкая боль есть
шевеление тонкой энергии, а светоносность есть один из первых признаков действия
энергий этих. Когда нагнетется свет этот, когда делается видим и нашему глазу, —
этот момент всегда остается жданно-нежданным.
Завещано держать светильники
зажженными, но момент вестника несказуем. Так несказуема и тонкая боль, и завет,
что радость есть особая мудрость.
Н.К.Рерих "Держава Света"
Категория:
Тематические
|
Просмотров:
616
|
Добавил:
Tef
|
Дата:
21.01.2010
|
|
...И сложно и прекрасно наше время, когда в горниле сплавов сияют многоцветные
звезды. Опытные старцы заповедуют о дивном в сердце делании. "Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего Имя Господа, как молния
вращается в пространстве пред тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие
духовную опытность во внутренней брани. Брань эту внутреннюю надлежит вести
так-де, как ведут войну обыкновенную”.
"Когда же солнцем правды
рассеются страстные мечтания, тогда обыкновенно в сердце рождаются световидные и
звездовидные помышления”.
Или: "У того, кто установился в трезвении
(сознании), чистое сердце соделывается мысленным небом со своим солнцем, луною и
звездами, бывает вместилищем невместимого Бога по таинственному видению и
восторжению ума.
Сядь или лучше встань в несветлом и безмолвном углу в
молитвенном положении. Не распускай членов. Сведи ум из головы в сердце. Храни
внимание и не принимай на ум никаких мыслей, ни худых, ни добрых. Имей спокойное
терпение. Держи умеренное воздержание.
Чтобы успособить этот труд. Св. Отцы указали особое некое делание, назвав его
художеством и даже художеством художеств. Естественное художество, как входить
внутрь сердца путем дыхания, много способствующее к собранию мыслей.
Дыхание через легкие проводит воздух до сердца. Итак, сядь и, собрав ум
свой, вводи его сим путем дыхания внутрь, понудь его вместе с сим вдыхаемым
воздухом низойти в самое сердце и держи его там, не давая ему свободы выйти, как
бы ему хотелось. Держа же его там, не оставляй его праздным, но дай ему
священные слова. Попекись навыкнуть сему внутрь пребывание и блюди, чтобы ум
твой нескоро выходил оттуда, ибо вначале он будет очень унывать. За то, когда
навыкнет, ему там будет весело и радостно пребывать и он сам захочет остаться
там. Если ты успеешь войти в сердце тем путем, который я тебе показал, и держись
этого делания всегда; оно научит тебя тому, о чем ты и не думал.
Итак,
потребно искать наставника, знающего дело. Деятельность — умносердечная молитва
совершается так: сядь на стульце в одну пядь вышиною, низведи ум свой из головы
в сердце и придержи его там и оттоле взывай умно-сердечно: Господи Иисусе
Христе, помилуй мя! — Ведай и то, что все такие приспособительные положения тела
предписываются и считаются нужными, пока не стяжется чистая и не парительная в
сердце молитва. Когда же Благодатью Господа достигнешь сего, тогда, оставив
многие и различные делания, пребудешь паче слова соединенным с единым Господом в
чистой и не парительной молитве сердечной, не нуждаясь в тех приспособлениях. Не
забудь при этом, что ты, когда по временам будет приходить тебе самоохотная
чистая молитва, ни под каким видом не должен разорять ее своими молитвенными
правилами... Оставь тогда правила свои и сколько сил есть простирайся
прилепиться к Господу, и Он просветит сердце твое в делании духовном.
Даже в глубоком сне молитвенные благоухания будут восходить из сердца
без труда: если и умолкнет она во сне, но внутрь тайно всегда
священнодействоваться будет не прерываясь.
Ибо только сей посвященный
меч, будучи непрестанно вращаем в упраздненном от всякого образа сердце, умеет
обращать врагов вспять и посекать, опалять, как огонь солому”. ...
"Держава Света" Н.К.Рерих
Категория:
Практика
|
Просмотров:
592
|
Добавил:
Tef
|
Дата:
21.01.2010
|
|
5 мая 1950 г.
Хочу
сказать одну вещь, но только Вам одной. Помните, я Вас назвал
«близкая, любимая, родная и единственная». Скажу еще больше: в
отношении моей матери жизнь моя сложилась особенно тяжко. Много
пришлось выдержать, и интересно то, что ее, родную мать, я никогда, как
помню, не называл «мама», не мог, не хотелось. И вот Вы, моя любимая,
единственное существо, которое я, в тайниках моего сердца, называю этим
великим словом. Я не знаю, почему я это делаю, не знаю, отчего и как
родилось это чувство и желание это сделать, но в это слово в отношении
Вас я вкладываю всю нежность, всю ласку, всю тоску сердца, никогда, до
знакомства с Вами, не произносившего сознательно слово «мама».
Простите,
родная, меня за мою дерзость, что я осмеливаюсь Вам так писать, но я
знаю, что Вы меня поймете, не осудите, почувствуете то, что словами
выражено быть уже не может. Если бы вы только знали, моя единственная и
любимая, как много значите Вы в моей жизни. Крепко помню слова
Вл[адыки]: «Потому пусть сердце чует и знает в недрах своих, что
дается...» и т.д. И как много значит для меня каждое Ваше слово. Я
столько раз перечитывал Ваше письмо, что выучил его почти наизусть. И
все думаю, думаю. И говорю все это не для самоуслаждения и не для
уверений, а лишь для того, чтобы Вы крепко знали, что я Ваш без всяких
условий и навсегда, и Нинка[2],
думаю, тоже. А ведь когда свидимся, может и времени-то не будет даже о
себе поговорить, не до того будет. Вот и открываю Вам сердце свое
нараспашку. Тогда, при встрече, всякому будет в охотку поговорить, а
вот такую стряпуху, как Нинка, нелегко найти. Даже Наш Любимый[3]
одобрял ее стряпню. Да и из меня неплохой кухонный мужик мог бы выйти.
А радости-то ей сколько было бы о Вас позаботиться. И чуткости и
бережности бы хватило хоть немного облегчить трудный путь Ваш, посильно
помочь от всей души. Елена
Ивановна, скажите, родная, может ли случиться, что Вы поедете мимо нас.
И мы с Нинкой размечтались, как Вы приехали и остановились у нас. Мы
теперь живем наверху (в том же доме). Отдали бы Вам почти всю квартиру.
А как бы ухаживали-то за Вами! До
чего
же я о Вас стосковался. Ведь мы так давно, так давно не видались!
Вот и мечтаешь, и легче ждать заветной встречи. А если это время бывало
трудновато, и даже очень, то это потому, что не знал, увижу ли. Вот Вас
я неуверенно спрашиваю, могу ли называть Вас «мама». А Любимого Нашего
я давно уже зову Отцом. А вот и стихи мои, малость измененные: Нитью сердец Гур-отец Близок за гранью земли. Строг и суров, сильный, без слов, Вместе давно уже шли. Твой навсегда, но берега Счастья за грозной стеной. Трудным путем крепко идем К башням твердыни с тобой. Так без Вас обоих будущего не мыслю. 8/V
<...> О том, что нужно сделать для Отца, думал и думаю крепко,
ради этого и живу. Елена Ивановна, мне так больно и стыдно. Вы
недомогаете, здоровье Ваше неважно, а я беспокою Вас нашими болезнями и
печалями. Но если бы Вы знали, сколько радости, бодрости, надежд и
здоровья принесли Ваши слова. Опять крылья выросли. У Вас, моя любимая,
есть изумительная способность и умение говорить самые нужные и
доходчивые слова, хватающие за самое сердце и в один миг способные
изменить все душевное состояние человека. Чаша моя переполнена, и
хочется поделиться с Вами этой радостью, а слов-то и не хватает, а
всего и бумаги не хватит написать. <...>
Категория:
Тематические
|
Просмотров:
638
|
Добавил:
Tef
|
Дата:
20.01.2010
|
| |