25
февраля 1951 г. <...>
Хочу Вас спросить. Что такое сома, эктоплазма и лимфатичность? Что
такое лимфатик? Ведь лимфатические железы есть у всех, чем же
отличаются лимфатики? Меня это интересует и практически, в связи с
расчленением принципов человека для их отдельного сознательного
использования. Все, что можно было вспомнить и возобновить по этим
вопросам, я сделал, но вопрос о расчленении неясен, именно в
практическом отношении, в жизни человека вообще и моей в частности.
Выходит, что низшие чувства могут выявляться как «язвы», и в принципах
более высших, чем 1,2 и 3, считая снизу, и даже после перехода. Вот Вы,
любимая, писали о спокойствии, и какое большое дерево выросло из Вашего
зернышка, как будто бы открылась дверь в Новый Мир. И так процветает
каждое Ваше зернышко. Ужасно мне трудно писать Вам, и я в отчаянии
из-за невозможности вместить в лист бумаги тысячи назревших вопросов.
Так нужно повидаться с Вами. <...> Спасибо
Вам и за то, что о встрече опять упомянули, ведь это мне как бальзам
живительный. Когда трудно, я всегда начинаю думать о нашей будущей
встрече, в которой для меня заключается все. Уже не мыслю свою жизнь
без этого и думаю лишь о том, чтобы приготовить к этому и одежду себе
соответствующую. Сегодня видел во сне Нашего Любимого, сидел с Ним за
столом, поцеловал у него руку и хотел все поделиться тем, что теперь
имею. Это время часто его вижу. Дальше пишу только Вам. Однажды увидел
Его в комнате, опустился на колени и припал к Его руке «Ну, что так?» -
спросил Он. «Соскучился уж очень», - ответил я. В этом «Ну, что так?» -
выявился он весь, такой родной. Любимая, далекая моя, единственная, что
же еще сказать мне Вам, чтобы передать мою любовь. Вот однажды
обратился я со словами: ведь я Ее так люблю. Было Сказано: «И люби,
люби еще больше, до самозабвения. Дочерь Моя Первозванная,
тысячелетиями освятившая путь свой и служением блага утвердившая себя.
Моя первая... и ты Мой...И встретишь, и счастье твое вознесется высоко, и
крылья получишь себе. Я говорю. Свидетельствую Сам». После
того, как Вы мне писали о сыновстве, все во мне усилилось до крайности,
и мне хочется Вас спросить, неужели все это теперь так близко и
осуществимо для сердца. В[еликий] Вл[адыка] не забывает меня Своей
заботой и вниманием, и если бы я стал писать, что Он говорит, то и
двадцати писем бы не хватило бы. Мама,
любимая моя, у меня к Вам еще просьба, если Вы мной хоть иногда бываете
довольны, а я так хочу этого, называйте меня на ты. Родная моя,
любимая, я не злоупотреблю Вашим доверием и сделаю все, что в силах
моих, чтобы быть достойным сыном. Да разве Вы не чувствуете, как мое
сердце напряжено в этом усилии. С любовью и признательностью. Всегда и
навсегда Ваш, Ваш сын Борис.
Категория:
Тематические
|
Просмотров:
596
|
Добавил:
Tef
|
Дата:
05.02.2010
|
|
27 января исполняется 110 лет Александру Ахола–Вало (Алексантери
Ахола). Возможно, кто–то и возразит: ну какой он нам соотечественник?!
Финн — по происхождению, швед — по последнему месту жительства... Однако
сам Алексантери Ахола–Вало неоднократно заявлял: «Я лiчу сябе
беларусам! Называйце мяне Аляксандрам Пятровiчам».
На
витебском вокзале С финским писателем и
журналистом Петери
Ахола (1875 — 1919) я встретился, конечно, заочно, гораздо раньше, чем с
его сыном — известным художником и мыслителем, философом. Произошло это
в 1982 году во время командировки в Лондон.
Просматривая
прессу, в одном из американских белорусскоязычных изданий я неожиданно
наткнулся на сентиментальные воспоминания этого Петери Ахола. Будучи во
время Первой мировой войны солдатом (Финляндия тогда входила в состав
Российской империи), в 1915 году он оказался на витебском вокзале,
переполненном голодными беженцами, и, проводя там бессонную ночь на
скамейке, долго раздумывал о «ненужности войны» — «мельницы погибели
людей и добрых достижений человечества».
В
Витебске финский
писатель сочинил стихотворение, посвященное женщине, попросившей
подержать младенца, пока она на дальней скамейке кормила старших. «Сидел
я здесь посреди людей одинаковой судьбы, ощущая бесконечную радость от
принадлежности к ним. Забыл, что я из далекой северной Финляндии — из
простуженной страны, будто бы я уже здесь давно принадлежу к этой семье
обездоленных обидой горемык». А когда женщина вернулась и поблагодарила
его «на сваёй мове», которая «напоминала русскую», Петери Ахола сказал
ей: пусть ребенок побудет у него на руках, ибо все люди — одна семья. И
незнакомка уснула, положив ему голову на колено, рядом с ребенком.
Потом, в поезде на Оршу, Петери Ахола долго говорил с той женщиной о
«ненужности войны для простых людей». И ощутил «внутреннее спокойствие и
веру в будущее».
По следам отца?
Растроганный
незамысловатым сюжетом, я сделал тогда выписки и, возвратясь, передал
их Владимиру Короткевичу — как начало для романтической повести (ведь
поезд шел в его родную Оршу). Вскоре писателя не стало, и сюжет повис в
воздухе. Неожиданное развитие он получил только лет через восемь, во
время моей поездки в США на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Тогда в
одном из журналов мне снова встретилась фамилия Ахола, причем в
контексте настоящего времени! Но ведь он же умер еще в 1919 году!
Оказалось, речь шла о его сыне Алексантери (Александре), человеке тоже
весьма интересном, личности знаковой, культовой для Финляндии и Швеции. В
1920–е годы он был очень популярным в Белоруссии, в Витебске и Минске,
художником, иллюстратором книг наших классиков.
Меня
все это
очень заинтересовало, и я стал разыскивать адрес Алексантери Ахола.
«Прибалтийский
лебедь»
Однако переписка с Алексантери
Ахола–Вало (Ахола —
по–фински «поляна», Вало — псевдоним, в переводе с финского — «луч», а
вместе получается нечто вроде «луч на поляне») завязалась только года
через три. Письма писал по–белорусски.
В мае
1995 года
Ахола–Вало, «Прибалтийский лебедь», как звали художника на его родине,
приехал в Минск на II Международный конгресс белорусистов. Его доклад
сопровождался бурными аплодисментами. А потом начались встречи — в
Национальном художественном музее Беларуси, Национальном театре имени
Янки Купалы, Белорусской академии искусств, других учебных заведениях.
Особенно торжественно встречали Ахола–Вало в Витебске. И везде гость
вспоминал, как в городе над Двиной делал первые шаги в искусстве. Здесь
его учителями стали Малевич, Шагал, Юдовин, Пэн, коллегами — Азгур,
Гусев. С 1921 года А.Ахола начал посылать свои гравюры и портреты в
местные, а потом и минские газеты и журналы: «Работнiца i сялянка»,
«Пiянер Беларусi», «Малады араты» и «Беларуская вёска». А «Савецкая
Беларусь» на восьмую годовщину Октября поместила его «космический»
рисунок — яркий образец советского авангардизма.
Художник
В Минск
Александр Ахола переехал где–то около 1925 года, уже зрелым мастером,
обладавшим отчетливым индивидуальным творческим почерком. Для него
характерны обобщенность, гротеск. Вот белорусская деревенская хата,
доведенная, как и ее жители, до крайней бедности военными событиями и
послевоенной разрухой. Вот та же бедность, но уже внутри хаты; виновник
здесь определен более конкретно: беспробудное пьянство. А вот карикатура
на коррупцию 1920–х годов: крестьяне пришли с кошелками решить какую–то
свою проблему, а на них хитренько посматривает чиновник, усевшийся под
портретом Ленина (белорусский по происхождению художник вряд ли
осмелился бы тогда на такую аллегорию).
В
Минске Ахола все
чаще обращается к белорусской национальной тематике. И делает это
удачно, о чем свидетельствуют его иллюстрации к произведениям
белорусских писателей. Он оформил второе издание «Новай зямлi» Якуба
Коласа, «Хвоi гавораць» Кузьмы Чорного, «Ветры буйныя» Павлюка Труса,
«Угрунь» Андрея Александровича и другие книги, альманахи, брошюры. В
Минске состоялась его первая персональная выставка. А в 1930 году он
оформил целый павильон на Первой сельскохозяйственной выставке.
Общаясь
с людьми, оформляя книги, Ахола–Вало настолько овладел белорусским
языком, что начал на нем писать художественные произведения.
Философ
Как
и многие его современники, Ахола–Вало разделял идеи мировой революции,
своеобразной предшественницы нынешней глобализации. Судя по всему, он
стал атеистом. Но художника тревожили проблемы духовности, нравов. Он
пытался совместить идеи социализма с нравственным усовершенствованием
человека и для наглядности создал соответствующую систему символов. Со
временем новое учение приобрело системность, получило от своего
создателя название «Эвахамология» и немало последователей. Целью его
объявлялись создание и распространение высоконравственного знания,
ответственного за «качество человека», за то, что, в
конце концов, действительно «воспрянет род людской». Практически новое
учение проявлялось в борьбе за фактическое равенство женщин, улучшение
социального положения всего общества, в стремлении целиком передоверить
воспитание детей круглосуточным садикам, школам, лагерям, глубже
усваивать и использовать естественнонаучные и технические знания. Идеи
Ахола–Вало заинтересовали Надежду Крупскую, которая тогда курировала
Московский научно–исследовательский институт матери и ребенка. Поэтому
художник переезжает в советскую столицу, бросает графическое творчество и
целиком отдается практическому осуществлению своих теоретических
положений.
Однако психоаналитические опыты
«белорусского
финна» некоторым московским деятелям показались странными и даже
подозрительными. Над художником начали сгущаться репрессивные тучи. И
он, по совету друзей, спешно, вместе с
женой и двумя дочерьми, родившимися в Минске, засобирался на родину.
Вернувшись в Финляндию, поселился в городе Хяменлинне, к северо–западу
от Хельсинки, однако и там от своих «социально–психологических» опытов
не отказался, о чем свидетельствует картина «Мать сапожника», первые
эскизы которой Ахола сделал еще в Витебске. Сюжет ее внешне традиционен:
женщина–мать держит на руках дитя. «Цветовая гамма произведения нежная,
состоит из мозаических лучей теплых
...
Читать дальше »
Категория:
Новости
|
Просмотров:
672
|
Добавил:
Tef
|
Дата:
05.02.2010
|
|
Художественно-публицистический канал «Ветер в окно»
К 110-летию со дня рождения русско - белорусско-финского философа,
педагога, художника Александра Ахола - Вало. Рассказывают о
просветителе, ровеснике 20 века историк, краевед Андрей Барановский,
архивариус «Фонда Ахола-Вало» Елена Катинская, представитель Ассоциации
«Норден» Анна Крутикова.
[ Скачать
с сервера (7.55Mb)
]
Категория:
Новости
|
Просмотров:
580
|
Добавил:
Tef
|
Дата:
05.02.2010
|
| |