1956 г. 289. (Июнь 24).
...свойство каждого светлого качества – его беспредельность, то и углублять и расширять каждое из них можно тоже беспредельно.
Возьмем для примера качество равновесия.
Казалось бы, столько уже Сказано, казалось бы, Сказано все. Но перед Нами Беспредельность, значит, и рост качества беспределен, и раскрытие всех его внутренних свойств. Скажем еще:
равновесие есть основа бытия каждой проявленной вещи, когда центробежная и центростремительная силы материи и энергий, ее составляющих, уравновешены настолько, что сохраняется ее форма.
Так же и в случае с человеком: силы интеграции и дезинтеграции уравновешены.
Всегда ли это так? Нет. В больном, скажем, туберкулезом, этот баланс нарушен, и дезинтегрирующая сила огней, не сдерживаемая внутренне, не может удержать вокруг центра частицы материи... Они уплывают в пространство. Организм горит, перегорает, и продукты этого несдерживаемого горения уходят из сферы микрокосма. Сила огней не уравновешена внутренне.
Мало того, чтобы центр возгорелся, у чахоточных часто он яро горит, надо, чтобы равновесие духа регулировало процесс возжжения. Потому можно сказать, что явление равновесия есть основа бытия человека и его телесного здоровья. О нем не Устану твердить. Нельзя научиться действовать огнями своими, то есть ими владеть, пока полное равновесие не установлено.
Или человек владеет своими огнями, или огни – им. Возьмите любое явление: алчность, азарт, скупость, половое безумие и прочее. Огни, зажженные волей, волею и овладели – самоодержание силою черного огня. И не господин, не владыка уже человек зажженных им собою в себе огней, но слуга их и раб. Мало огни утвердить, даже светлое пламя, надо и светлым владеть. В случае чахотки видим, как и хороший человек может быть унесен ею, ибо мало ли хороших людей гибнет от туберкулеза. Потому Говорю: "Учитесь овладевать огнями своими и властвовать над ними, ибо только послушный вам огонь может быть управляем и направляем по назначению и верно служить человеку". Это возможно лишь при условии равновесия, то есть того внутреннего состояния духа, когда сдержанная и обузданная сила энергии может быть устремлена по любому назначению, как энергия сдержанной плотиной воды на турбины электростанции.
Равновесие, сдержанность и самоконтроль неотделимы друг от друга, а также и спокойствие. Значит, равновесие есть качество синтетическое. Машина приходит в движение, имея на чем-то упор. В человеке этот упор делается на его центр, от центра исходит движение, каждое движение духа. Опорой, точкой неподвижности в микрокосме человеческом и будет этот центр. На него опираясь, и – прочно, найдя неподвижную скалу опоры, основу внутри, может мощно устремлять человек свои энергии вовне. Это вечное основание жизни, эта опора внутри, эти Альфа и Омега бытия человека, эта мощь, не знающая предела, явлена в человеке центром утвержденного равновесия, пунктом наивысшего спокойствия и уравновешивания, где царят тишина и молчание, как в центре циклона, хотя могучие стихии и приведены им в движение.
Без этого центра даже и циклон не сможет выявить силы свои.Ищите в себе этот мощный центр равновесия и от него уже исходите в действиях ваших. Каждое действие, совершенное в равновесии духа, бесконечно сильнее каждого, совершенного в разновесии. Потому Говорю: "Поймите, что такое равновесие действия".
Точно так же, как может быть напряжение покоя, то есть покой, или спокойствие напряженное и активное или же инертное, точно так же, Повторяю, может быть активное, мощное напряжение равновесия, или равновесие напряженное. Мощь Владыки выражается силою напряженного равновесия при полном контроле воли над огнями Его. У Нас царит полное равновесие, мощное, напряженное, не знающее поражений.
Мощь равновесия надо понять, прежде чем найти силы в себе яро к нему устремиться.