Башня духа

Сайт Башня Духа
Меню сайта
Категории раздела
Ежедневник [172]
Практика [86]
Тематические [127]
Николай Рерих [5]
АТЛАНТИДА [16]
Новости [29]
Учение и созвучные ему книги онлайн [8]
АРХИВ дневника [4]
Библиотека [6]
читать и скачивать
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Главная » 2010 » Февраль » 5 » Эвохомология Ахола-Вало
    00:15
    Эвохомология Ахола-Вало

    Сегодня это может прозвучать как фантастика: живущий в 1925 году в Минске художник рисует гравюру «Октябрь в космосе». Читатели, взявшие в руки газету «Савецкая Беларусь» за 7 октября, увидели на первой странице настоящее чудо: композицию из земного шара и шестерни, которая крутится вокруг него! И звали живописца — Алексантери Ахола. Много лет спустя, в 1963-м, автор лично подарил в Швеции эту гравюру первому космонавту Юрию Гагарину. Сейчас она находится в Музее космонавтики в Москве.

    О судьбе загадочного мастера кисти мы беседуем с искусствоведом Национального художественного музея Людмилой Наливайко.


    — Людмила Дмитриевна, так откуда взялся в наших краях «горячий финский парень»?

    — О, это настоящая легенда, как он появился в Беларуси! Ахола, что в переводе с финского значит «поляна», работал трубочистом в Петрограде. Но это был непростой трубочист. Он посещал собрания революционеров, видел Ленина, учился изобразительному искусству, слушал лекции западных психоаналитиков и философов в клубе «Маяк». Проникшись идеями революции, сознательный рабочий вступил в Красную армию. В 1920 году, как известно, части ее двинулись на Запад во имя распространения мировой революции. Шли под лозунгом «Даешь Варшаву!». Путь некоторых из них лежал через Витебск, Гродно, Лиду, Белосток. Но всемирной революции, как мы теперь знаем, не получилось. Варшава тоже устояла… К счастью, двадцатилетнему Алексантери повезло: он уцелел в этом походе, правда, пришлось лечиться в витебском госпитале.

    — И после этого он остался в Беларуси?

    — Да, после госпиталя Алексантери предпочел Петрограду Витебск. Он был покорен авангардным искусством местных художников. Наиболее сильное влияние на него оказал супрематизм Казимира Малевича. Здесь он активно участвует в художественной жизни: бывает в мастерской Ю. Пэна, С. Юдовина, слушает лекции теоретика авангарда В. Ермолаевой, вместе с другими художниками занимается оформлением города к революционным праздникам. Происходят важные события и в личной жизни: Ахола женится на Елене Никанович-Яцевич, дочке епископа витебской униатской церкви.

    — Говорят, Шагал назвал Витебск того времени «Мой маленький Париж». Столько гениев собралось в одном месте и в одно время!..

    — Ахола тоже вспоминал Витебск добрым словом: «В этот период моей жизни окончательно сформировались мысли, как человечество может избавиться неправильного порядка жизни и вредных обязательств, что идут от хронического варварства и слепого материализма. Я убедился, что надо создать ответственную науку про качество человека, от которой на самом деле „воспрянет род людской". Именно в Витебске я проводил первые эксперименты самообразования, а в 1931-м уже серьезно углубился в рационализаторскую педагогику».

    — И он придумал…

    — Эвохомологию — идею по усовершенствованию человека. Разработал специальные знаки-символы для фиксирования и вычисления «индекса» жизни каждого человека: учеба, восприятие, отдача и т.д. Над ней Александр Петрович работал всю жизнь. Таких идей в 1920-е годы было много, их называли программами духовного большевизма. Все они были в духе популярного в то время лозунга: «Кухарка должна учиться руководить государством». К слову, будучи уже в Москве, в 1930-1933 годах в Институте матери и ребенка он создавал проекты школ-интернатов, семейных домов. Был знаком с Надеждой Крупской, Максимом Горьким и другими сторонниками теорий о человеке нового времени.

    — Но и Минск стал в жизни художника важной вехой биографии?

    — Минский период (1923-1930) включает учебу экстерном в Одесском художест-венном институте, участие в работе белорусских, украинских, московских издательств. В 1925 году к своей фамилии он добавляет псевдоним «Вало» (по-белорусски «Прамень»). А в 1927-м по его инициативе создается творческое сообщество художников под названием «Прамень» ( «Луч») , в задачи которого входило формирование новой революционной среды агитационными средствами — скульптурой, украшениями, лозунгами. Ахола-Вало становится заметной фигурой в среде художников-графиков, оформителей и иллюстраторов. На его счету — художественное оформление более тридцати изданий Белгосиздата, брошюр, журналов и газет. Он иллюстрирует второе издание «Новай зямлi» Я. Коласа, книги А. Громыки, А. Александровича, П. Труса, А. Вольного и других. Призыв начинать перестройку общества с себя художник воплощает в гравюрах «Танец», «Утренняя гимнастика», «Мятеж» ( «К солнцу») , «Вечер в деревне» (находятся «Танец», на которой изображены артисты Гаев и Жданова во время исполнения танца, демонстрировалась в Париже на международной выставке белорусского искусства 1927 года. Ахола рисует и портреты: краеведа Н. Касперовича, историка В. Игнатовского, партийного лидера А. Балицкого и других. Он создает рисунки для Белгосфильма. А в 1930 году проектирует павильон МОПР для Первой сельскохозяйственной выставки. в коллекции НХМ Беларуси). Гравюра

    — Но если фамилия так много сделавшего для нашей Беларуси художника не известна широкой публике, значит, имя его было предано впоследствии забвению?

    — В 1933 году Ахола-Вало вместе с семьей был репатриирован из Москвы в Финляндию. Казалось, смелые мечты о преобразовании человека и создании новой цивилизации уйдут в небытие. Александр Петрович стойко переносил непонимание. Только в 1970-е годы в Финляндии было создано общество ЭЛПО его имени, а в городе Хяменлинне открыт музей. В 1995 году на Конгрессе белорусов мира, который проходил в Минске, во время своего выступления Александр Петрович Ахола-Вало, уже признанный международным сообщест-вом, рассказывал о первых шагах своего творчества, необходимости освоения и внедрения своей программы. Он не забыл белорусский язык и повторял: «Мая дарагая, родная Беларусь!» Умер Ахола-Вало в 1997 году.

    — Так, может, и нам стоит увековечить память художника, который позиционируется в энциклопедиях как финско-шведский. Скажем, издать альбом-каталог его произведений.

    — Первые шаги по возвращению имени художника из небытия уже сделаны, в том числе благодаря энтузиазму профессора Адама Иосифовича Мальдиса. Десять лет назад в Витебске прошла выставка работ Ахола-Вало. И наша с вами публикация накануне дня его рождения 27 января нынешнего года ему исполнилось бы 110 лет) — очередной шаг в этом направлении. Конструктивист второй волны ХХ века состоялся как художник в Беларуси.

    Автор: Беседовала Людмила СЕЛИЦКАЯ.

    http://www.newsvm.com/news/17/60490/
    Категория: Новости | Просмотров: 1318 | Добавил: Tef | Теги: ахола-вало, ahola-valo
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Copyright MyCorp © 2024
    Используются технологии uCoz