3) Повторение этого архаического сказания мы находим в главе XII Откровения
Св. Иоанна, и без малейшего сомнения оно заимствовано из вавилонских
легенд, хотя вавилонское сказание, в свою очередь, получило начало в
аллегориях арийцев. Отрывок, прочтенный покойным Георгом Смитом,
достаточен, чтобы обнаружить источник этой главы Апокалипсиса. Приводим его, как он дан этим выдающимся ассириологом. «Наш… отрывок относится к созданию человечества, называемого Адамом [человеком], как в Библии;
он создан совершенным….. но затем он соединяется с Драконом Бездны,
животным Тиамата, духом Хаоса и оскорбляет своего бога, который проклинает его и призывает на его голову все зло и бедствие человечества[1]. За этим следует война между драконом и силами зла или хаоса, с одной стороны, и богами – с другой. Боги имеют оружие, скованное для них[2], и Меродах [Архангел Михаил в Откровении]
принимает водительство над небесным воинством против Дракона. Война,
описанная в этом духе, конечно, кончается торжеством принципов добра»[3]. Эта
Война Богов против Сил Бездны, в ее последнем и земном приложении,
относится также к борьбе между арийскими Адептами нарождающейся Пятой
Расы, и колдунами Атлантиды, Демонами Глуби, с островитянами, окруженными водою и погибшими при Наводнении. Символы
«Дракона» и «Войны на Небесах» имеют, как уже сказано, более, нежели
одно значение; религиозные, астрономические и геологические события
включены в одну общую аллегорию. Но они также имели и космологический
смысл. В Индии сказание о Драконе повторяется в одной из своих форм в
сражениях Индры с Вритра. В Ведах этот Ахи-Вритра упоминается,
как Дракон Засухи, страшный жаркий Ветер. Индра явлен, как постоянно
сражающийся с ним; и при помощи своего грома и молнии Бог заставляет
Ахи-Вритра излиться на Землю в виде дождя и затем убивают его. Потому
Индра именуется Вритра-хан или «Поражающий Вритру», так же как Михаил
называется Победителем и «Поражающим Дракона». Таким образом, в этом
одном смысле, оба эти «Врага» являются «Древним Драконом», низвергнутым
в глубину Земли. Амешаспенты в Авесте представлены как Воинство, во главе которого стоит водитель, подобный Михаилу, и если судить по изложению в Вендидаде,
Воинство это, по-видимому, тождественно с Небесными Легионами. Так в
Фаргарде XIX Ахура Мазда велит Заратустре «вызвать Амеша Спент’ов,
правящих семью Каршварами[4] Земли»[5];
эти Каршвара, в своих семи применениях, одинаково относятся к семи
Сферам нашей Цепи, к семи планетам, семи Небесам и так далее, смотря по
тому, куда принадлежат они по смыслу, к физическому или к
сверх-физическому, или просто к звездному Миру. В том же Фаргарде
Заратустра, в своем взывании против Ангра Маинью и его Воинства,
обращается к ним со следующими словами: «Я взываю к семи светлым Сравах
с их сынами и воинством их»[6].
«Сравах» – слово, признанное востоковедами как слово «неизвестного
смысла» – означает тех же Амешаспентов, но в их высшем оккультном
значении. Сравах – Нумены феноменальных Амешаспентов, Души или Духи
этих проявленных Сил; «их же
сыны и воинства их» относятся к Планетарным Ангелам и их небесным
воинствам звезд и созвездий. «Амешаспент» есть экзотерический термин,
употребляемый лишь в земных комбинациях и делах. Заратустра постоянно
обращается к Ахура Мазде, как к «творцу материального Мира». Ормазд есть отец нашей Земли (Спента Армаити), упоминаемой при олицетворении ее, как «прекрасная дочь Ахура Мазды»[7],
являющегося также создателем Древа (Оккультного и Духовного Знания и
Мудрости), от которого заимствован мистический и таинственный Баресма.
Но Оккультное имя Светлого Бога никогда не произносилось вне храма. Самаэль или Сатана – Змий-Искуситель Книги Бытия и один из первоначальных Ангелов, которые восстали, – есть имя «Красного Дракона». Он есть Ангел Смерти, ибо Талмуд
говорит, что «Ангел Смерти и Сатана тождественны». Он сражен Михаилом и
еще раз убит Св. Георгием, тоже являющимся Победителем Дракона. Но
обратите внимание на все эти превращения. Самаэль тождественен с
Самум’ом, жарким ветром пустыни, и также с ведическим Демоном Засухи,
как Вритра. «Самум называется Атабутос или – Дьявол, Чёрт». Тифон или Дракон Апопис – Обвинитель в Книге Мертвых
– побежден Гором, пронзающим главу своего противника когтем; также и
Тифон есть всеразрушающий ветер пустыни, восстающий элемент, приводящий
все в смятение. Как Сет, он есть тьма ночи, убийца Озириса,
олицетворяющего свет утра и Солнце. Археология доказывает, что Гор
тождественен Анубису[8],
изображение которого, в кольчуге и при копье, подобно Михаилу и Св.
Георгию, было обнаружено на одном египетском памятнике. Анубис также
изображается поражающим Дракона, который имеет голову и хвост змия[9]. Итак,
с точки зрения космологии, все Драконы и Змеи, пораженные своими
«Победителями», по происхождению своему являются непокорными, буйными,
беспорядочными началами в Хаосе, которые приведены в порядок Солнечными
Богами или Творческими Силами. В Книге Мертвых эти начала именуются «Сынами Восстания»[10]. «В эту ночь притеснитель, убийца Озириса, иначе называемый Змий-обольститель… созывает Сынов Восстания в воздухе, и когда они прибывают к Востоку Небес, тогда происходит Война на Небе и во всем Мире»[11]. В Скандинавских Эддах
«Война» Азов с Гримтурзами, или великанами Мороза,
...
Читать дальше »
|
Эзотерическая Доктрина
учит, что Дхиан-Коганы являют собою коллектив или совокупность
Божественного Разума или Предвечного Ума, и что первые Ману, семь
«разумом-рожденные», Духовные Разумности тождественны с первыми.
Следовательно, Гуань-Ши-Инь, «Золотой Дракон, в котором заключаются Семь»,
из Станцы III, есть Предвечный Логос или Брама, первая проявленная
Творческая Мощь; а Дхианические Энергии суть все Ману или Ману
Сваямбхува коллективно. Кроме того, легко усмотреть прямую связь между этими Ману и Махатом. Ману происходит от корня man мыслить; мышление же происходит от разума. В Космогонии это соответствует До-небулозному Периоду. II) Второе Творение:
Бхута, было творением Рудиментарных Начал или Танматр; потому оно
названо Творением Стихий или Бхутасарга. Это есть период первого
дыхания дифференциации До-космических Элементов или Материи. Бхутади
означает «происхождение Элементов» и предшествует Бхутасарга, Творению
или дифференциации этих Элементов в Предвечной Акаше, Хаосе или Пустоте[1]. В Вишну Пуране
оно описано, как происходящее и принадлежащее к троичному аспекту
Аханкара, переведенному, как Эготизм, но означающему, вернее,
непереводимый термин «Я есмь-ность», то, что первым исходит из Махата
или Божественного Разума; первый туманный намек на Самость, ибо
«чистый» Аханкара становится «страстным» и, наконец, «рудиментным» или
зачаточным; это есть «начало сознательного, так же как и всего бессознательного бытия»,
хотя Эзотерическая школа отвергает мысль о чем-либо «бессознательном»,
исключая на нашем плане иллюзии и неведения. В этой стадии Второго
Творения появляется Вторая Иерархия Ману – Дхиан-Коганы или Дэвы,
которые являются началом Форм (Рупа), Читрашикхандинасы «Блистающего
Венца» или Риши; те Риши, кто стали вдохновляющими Душами Семи Звезд (Большой Медведицы)[2].
На астрономическом и космогоническом языке это Творение относится к
Периоду Огненного Тумана, к первой фазе Космической Жизни, после ее
Хаотического Состояния[3], когда Атомы выявляются из состояния Лайа. Так Кумары, будучи сами «аскетами-девственниками», отказываются создавать материальную сущность человека. Имеется основание
подозревать непосредственную связь их с христианским Архангелом Св.
Михаилом, «Девственным Победителем» Дракона Апофиса, жертвою которого
является каждая Душа, слабо связанная со своим бессмертным духом,
Ангелом, который, согласно гностикам, отказался создавать, так же как сделали это и Кумары. Не управляет ли
этот Ангел, покровитель евреев, Сатурном (Шива или Рудра) и Саббат'ом,
днем Сатурна? Не того ли самого естества он, что и его Отец (Сатурн) и
не назван ли он Сыном Времени, Кроноса или Кала, аспекта Брамы (Вишну и
Шивы)? И не тождественно ли греческое изображение Старца-Времени, с его
косою и песочными часами, с «Ветхим Деньми» каббалистов? Последний
«Ветхий», будучи единым с «Ветхим Деньми» индусов, Брамою, в его троичной
форме, имя которого также Санат, Древний? Каждый Кумара носит начальное
имя Санат и Сана. И Шанаишчара есть Сатурн, планета Шани, Царь Сатурн,
секретарем которого в Египте был Тот-Гермес Первый. Таким образом, оба
они отождествлены с планетою и Богом (Шивою) и в свою очередь, явлены,
как прообразы Сатурна, тождественного Бэлу, Ваалу, Шиве и
Иегове-Саваофу, Ангелом Присутствия которого есть Михаил – לאכימ, «кто
подобен Богу». Он, как говорит нам Даниил, покровитель и
Ангел-Хранитель евреев: и прежде чем Кумары были деградированы теми,
кто не знали даже их имен, в Демонов, падших Ангелов, греки-офиты,
склонные к оккультизму предшественники и предвестники
римско-католической церкви, после разделения голосов и отделения ее от
примитивной греческой церкви, отождествили Михаила со своим
Офиоморфос'ом, восставшим и противодействующим духом. Символически это
означает ни что иное, нежели обратный аспект Офиса, Божественной
Мудрости или Кристос'а. В Талмуде Михаил явлен, как «Князь
Воды» и Глава Семи Духов, по той же самой причине, как и один из его
многочисленных прообразов – Санатсуджата, Глава Кумаров называется
«Амбхамси», «Воды», в комментариях на Вишну Пурану. Почему? –
ибо Воды есть еще одно из наименований Великой Бездны, Предвечных Вод
Пространства или Хаоса и также означают Матерь, Амба, подразумевая
Адити и Акашу, Небесную Деву-Матерь видимой Вселенной. Кроме того,
«Воды Потопа» также называются «Великим Драконом» или Офис'ом,
Офиоморфос'ом. В теогонии Mochus'a
мы находим сначала Эфир, затем Воздух: два принципа, из которых
рождается Улом, Постижимый (νοητός) Бог, видимая материальная Вселенная[4].
В орфических гимнах Эрос-Фанес возникает из Духовного яйца,
оплодотворенного Вихрями Эфира. Вихрь, будучи «Духом Божьим», который,
как сказано, движется в Эфире, «высиживая над Хаосом» Божественную
Мысль. В Катхопанишаде индусов, Пуруша, Божественный Дух уже
стоит перед Первичной Материей и от их слияния возникает Великая Душа
Мира, «Маха-Атма, Браман, Дух Жизни»[5]. Последние наименования, опять-таки, тождественны с Всемирной Душою или Anima Mundi; Астральный Свет теургов и каббалистов есть ее последнее и низшее подразделение.Истинно, следовало бы
изучать оккультную философию прежде, нежели искать и проверять тайны
Природы лишь на ее поверхности, ибо лишь тот, «кто знает истину о
качествах Природы, кто понимает создание всех существ... освобожден» от
заблуждения. Говорит Наставник: «Когда
правильно понимается великое (древо), от которого невидимое (оккультная
природа, корень всего) есть росток из семени (Парабраман), состоящего
из понимания (Махат или Всемирная, Разумная Душа), как его ствол, ветви
которого суть великий эгоизм[1], в отверстиях которых растут побеги, именно, чувства, из которых великие (оккультные или невидимые) элементы суть грозди цветов[2],
грубые элементы (грубая объективная материя), малые ветви, которые
всегда покрыты листьями, всегда покрыты цветами... которое вечно и семя
которого Браман (Божество); и, срубая его прекрасным мечем – знанием
(Тайной Мудрости) – человек достигает бессмертия и освобождения от
рождения и смерти»[3]. Это есть Древо Жизни, Древо Ашваттха, лишь срубив его, человек, раб жизни и смерти, может быть освобожден. Но
люди науки ничего не знают и не хотят слышать о «Мече Знания»,
употреблявшемся Адептами и Аскетами. Отсюда односторонние замечания
даже самых свободомыслящих среди них, исходящие и основанные на
незаслуженном з
...
Читать дальше »
|
Когда наступает активный
период, изнутри Вечной Сущности Эйн-Софа выявляется Сефира, Активная
Мощь, называемая Изначальною Точкою и Короною, Кэтер. Лишь посредством
нее «Безграничная Мудрость» могла дать конкретную форму Абстрактной
Мысли. Две стороны Верхнего Треугольника символизируют Несказуемую
Сущность и ее проявленное Тело, Вселенную; правая сторона и основание
состоят из сплошных линий; третья, левая сторона, обозначена пунктиром,
именно из последней возникает Сефира. Распространяясь по всем
направлениям, она, наконец, окружает весь Треугольник. В этой эманации
образуется троичная Триада. Из невидимой Росы, падающей из Высшей
Уни-Триады, «Головы» – оставляя, таким образом, лишь Семь Сефиротов –
Сефира создает Изначальные Воды или, другими словами, Хаос принимает форму. Это первая стадия к уплотнению
Духа, который через различные изменения производит Землю. «Земля и Вода
нужны, чтобы сотворить Живую Душу», – говорит Моисей. Нужно изображение
водяной птицы, чтобы связать ее с Водою, женским элементом зарождения,
с яйцом и птицей, оплодотворяющей его. Когда
Сефира выявляется, как Активная Мощь из скрытого Божества, она есть
Женское Начало; когда она принимает роль Творца, она становится Мужским
Началом; следовательно, она андрогина. Она – «Отец и Мать, Адити»
индусской Космогонии и Сокровенного Учения. Если бы сохранились
древнейшие еврейские свитки, то современные почитатели Иеговы нашли бы,
как многочисленны и не благообразны были символы «Бога-Творца». Лягушка
в Луне, как наиболее типичный символ его зарождающего естества,
встречалась чаще всего. Все птицы и звери, называемые теперь в Библии
«нечистыми», были в древности символами этого Божества. Личина
нечистоты была наложена на них, чтобы предохранить их от истребления,
так как они были весьма священны. Медный Змий нисколько не более
поэтичен, нежели гусь или лебедь, если принимать эти символы буквально. Если
мы обернемся к халдеям, мы найдем у них Ану, Сокрытое Божество, Единое,
Имя которого к тому же указывает на его санскритское происхождение; ибо
Ану по-санскритски означает Атом, Аниямсам-аниясам, малейший из малых,
и есть Имя Парабрамана в философии Веданты, где Парабраман описан как
малейший из мельчайших атомов и больший, чем величайшая сфера или
Вселенная, Anagrâníyas и Maha-toruvat. В первых стихах Книги Бытия аккадийцев, как это найдено в клинообразных текстах на вавилонских табличках или Lateres Coctiles,
и как это переведено Георгом Смитом, мы находим Ану, Пассивное Божество
или Эйн-Софа; Бэла, Творца, Духа Божия или Сефиру, носящимся над ликом
Вод, следовательно, будучи этой самой Водой; и Гею, Вселенскую Душу или
Премудрость всех соединенных Троих. Первые восемь стихов читаются следующим образом: 1.
Когда вверху небеса не были созданы; 2. И внизу ни одно растение на
Земле не росло; 3. Бездна своих пределов не раскрыла. 5. Хаос (или
Вода) Тьямат (Море) был Матерью, порождающей всех их [Космическая Адити
и Сефира]. 6. Изначала заповеданы были те Воды, но 7. Не призросло еще
древо, и цветок еще не раскрылся. 8. Когда Боги еще не явились, ни один
из них; 9. Не росло растение, и порядок не существовал[1]. Это было Хаотический или до-генетический Период: двойной Лебедь и Темный Лебедь, становящийся белым, после создания Света[2].МИРОВОЕ ЯЙЦО Откуда
этот вселенский символ? Яйцо, как священная эмблема, встречается в
Космогонии каждого народа на Земле и почиталось как по причине своей
формы, так и в силу заключенной в нем тайны. Начиная с самых ранних
умственных представлений человека, оно было известно, как наиболее
удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие
невидимого зародыша внутри замкнутой скорлупы; внутренний процесс без
какого либо заметного внешнего вмешательства силы, который из скрытого ничто производит активное нечто,
не нуждаясь ни в чем, кроме тепла; и постепенное развитие этого
зародыша в конкретное живое существо, которое разбивало свою оболочку,
являясь для наших внешних чувств как самозарождающееся и само себя
сотворившее существо; все это с самого начала должно было казаться
постоянным чудом. Сокровенное
Учение объясняет причину этого почитания в символизме доисторических
рас. Вначале «Первопричина» не имела названия. Позднее, она
запечатлелась в воображении мыслителей, как вечно-невидимая,
таинственная Птица, роняющая Яйцо в Хаос, и это Яйцо становится
Вселенной. Отсюда Брама назывался Калаханса, «Лебедем во
(Пространстве и) Времени». Став Лебедем Вечности, Брама, при начале
каждой Махаманвантары, кладет Золотое Яйцо, изображавшееся великим
Кругом, или , что само по себе является символом Вселенной и ее сферических тел. У египтян Сокровенным Богом был Амон или Мон, «Скрытый», Высший Дух. Все их Боги были двуначальны; научная Реальность
для святилища; ее двойник – сказочное, мифическое Существо для масс.
Например, как было указано в отделе «Хаос, Теос, Космос», Старший Гор
был Идеей Мира, пребывающей в Разуме Демиурга, «Рожденной во Тьме
прежде сотворения Мира»; Второй Гор – та же идея, исходящая от Логоса,
облекающаяся в материю и начинающая реальное существование[1]. Гор, «Старший» или Haroiri есть древний аспект Солнечного Бога, современный Ра и Шу; Haroiri часто принимается за Гора (Horsusi)
Сына Озириса и Изиды. Египтяне очень часто представляли восходящее
солнце в виде Гора Старшего, поднимающегося из распустившегося Лотоса,
Вселенной, причем солнечный диск всегда находился на ястребиной голове
этого Бога. Haroiri есть Хнум (Khnum). То же самое и в
отношении Хнума и Амона, оба изображаются с бараньими головами, и обоих
часто смешивают, хотя функции их различны. Хнум – «формовщик людей»,
изготовляющий людей и вещи из Мирового Яйца на колесе горшечника.
Амон-Ра, Зарождающий – второй аспект Сокровенного Божества. Хнум
почитался в Элефантине и в Филах[2],
Амон в Фивах. Но Эмефт есть Единое Высшее Планетное Начало, выдувающее
Яйцо из своего рта и который потому есть Брама. Тень Божества,
Космического и Вселенского, того, который высиживает и оплодотворяет
Яйцо своим живоначальным Духом, пока не созреет содержащийся в нем
Зародыш, был тем Таинственным Богом, имя которого не произносилось.
Это, однако, Пта, «тот, кто открывает», открывающий Жизнь и Смерть[3], исходящий из Яйца Мира, чтобы начать свою двойственную работу[4]. В Скандинавской Космогонии, которую проф. Макс Мюллер считает «гораздо древнее Вед»,
в поэме Волюспа, в Песне Пророчицы, Мировое Яйцо снова встречается в
Зародыше – Призраке Вселенной, который изображен лежащим в
Гиннунгагапе, в Чаше Иллюзии, Майи, Беспредельной и Пустой Бездне. В
это Мировое Чрево, бывшее прежде областью ночи и запустения
...
Читать дальше »
|
Прочтите первые стихи Книги Бытия и вдумайтесь в них. Там «Бог» повелевает другому «Богу», исполняющему его Веление – и это даже в осторожном английском протестантском и одобренном переводе – времен короля Якова I. «Вначале» – еврейский язык не имеет слова, выражающего представление вечности[1]
– «Бог» сотворил Небо и Землю, и Земля была «без вида и пуста», тогда
как Небо, в действительности, не Небо, но «Бездна», хаос с царящей над
ней Тьмою[2]. «И Дух Божий носился над водою» или над великою Бездною Беспредельного Пространства. И Дух это есть Нараяна или Вишну. «И сказал Бог: да будет Твердь»… И второй «Бог» повиновался и «сотворил твердь». «И сказал Бог: да будет Свет. И стал Свет». Последний вовсе не означает Свет, но, как в Кабалле, двуполого Адама Кадмона или Сефиру (Духовный Свет), ибо они одно; или, согласно халдейской Книге Чисел, второстепенных
Ангелов, первые, будучи Элохимами, представляют коллектив этого
«созидающего» Бога: ибо к кому же обращены эти слова Приказа? И кто
повелевает? Повелевающий есть Вечный Закон, а повинующийся – Элохим,
известная величина, действующая внутри и совместно с х, или коэффициент
неизвестной величины, Силы Единой Силы. Весь этот Оккультизм может быть
найден в архаических Станцах. Совершенно неважно, назовем ли мы эти
«Силы» Дхиан-Коганами или же Офанимами, согласно Иезекиилу. «Единый Вселенский Свет, который для человека есть Тьма, существует вечно», – говорит Книга Чисел
халдеев. От него периодически исходит Энергия, отражающаяся в бездне
или Хаосе, хранилище будущих миров, и будучи пробуждена, она возбуждает
и оплодотворяет дремлющие Силы, т. е., вечносущие потенциальности в
нем. Тогда вновь пробуждаются Брамы и Будды – совечные Силы – и Новая
Вселенная воскресает к Бытию. В Сефер Иецира,
каббалистической книге Творения, автор, по-видимому, повторяет слова
Ману. В ней Божественная Субстанция представлена как одна
существовавшая от вечности, беспредельная и абсолютная и излучившая из
себя Дух[3]. «Един Дух Бога Живого – да благословенно будет Имя Его, живущего во веки! Голос, Дух и Слово – это есть Дух Святой»[4].
Такова каббалистическая абстрактная Троица, так бесцеремонно
антропоморфированная отцами христианской церкви. От этого тройственного
Единого произошел весь Космос. Сначала от Одного произошло число Два
или Воздух (Отец), творческий Элемент; и затем число Три – Вода
(Матерь), происшедшая от Воздуха; Эфир или Огонь завершает собой
Мистическое Четыре – Арбоал[5].
«Когда Сокровенный Сокровенного пожелал проявить Себя, Он сначала
сделал Точку (Первичная Точка или первая Сефира, Воздух или Святой
Дух), создал священную форму (Десять Сефиротов или Небесный Человек) и
покрыл ее роскошным и великолепным одеянием, это и есть Вселенная»[6]. «Он соделал Ветер Своими вестниками, пламенный Огонь Своими слугами»[7]; говорит Иецира, обнаруживая космический характер позднейших эвгемеризованных Элементов, а также, что Дух наполняет – каждый атом в Космосе. Ап.
Павел называет невидимые Космические Существа «Элементами». Но теперь
Элементы ограничены и унижены до атомов, о которых пока что ничего
неизвестно и которые являются лишь «детьми необходимости», так же как и
Эфир. Как мы говорили в «Разоблаченной Изиде»: «Бедные,
первичные Элементы долгое время были изгнанниками и ныне наши
честолюбивые физики соревнуют в скорости, стараясь добавить еще один
элемент к крылатой стае из свыше шестидесяти элементарных субстанций». Тем
временем, в современной химии свирепствует война из-за терминов. Мы не
имеем права называть эти субстанции «химическими элементами», ибо они
не есть «первозданные начала самосущих сущностей, из которых создалась
Вселенная», согласно Платону. Подобные понятия, соединенные со словом
«элемент», были достаточно хороши для древней, греческой философии, но
современная наука отвергает их; ибо, как говорит Уилльям Крукс: «Эти
термины неудачны», и экспериментальная наука не желает иметь «ничего
общего с какими бы то ни было сущностями, исключая тех, которые она
может видеть, обонять или ощущать на вкус. Остальные она предоставляет
метафизикам…» Спасибо и на этом! Эта
«Изначальная Субстанция» называется некоторыми мыслителями Хаосом.
Платон и пифагорейцы называли ее Мировой Душой, после ее оживотворения
Духом того, что носится над Извечными Водами или Хаосом. Отражаясь в
нем, говорят каббалисты, этот Носящийся Принцип «сотворил»
фантасмагорию видимой, проявленной Вселенной. Хаос в начале, и Эфир
после этого «отображения», это, все же, Божество, проникающее
Пространство и все сущее. Это – невидимый, невесомый Дух всего сущего и
невидимый, но даже слишком ощутимый ток, излучающийся из пальцев
здорового магнетизера, ибо это есть жизненное электричество – сама
Жизнь. Названное в насмешку маркизом де Мирвиллем «Туманным
Всемогущим», оно до сих пор именуется теургами и оккультистами «Живым
Огнем». И нет ни одного индуса, совершающего на заре известного рода
медитацию, который не знал бы его воздействия. Это есть «Дух Света» и Magnes. Как правильно сказано одним из наших оппонентов, Magus и Magnes
являются двумя ветвями, растущими из одного ствола и производящими
одинаковые результаты. И это наименование – «Живой Огонь» – открывает
нам смысл загадочной фразы в Зенд Авесте: «Существует Огонь,
дающий предвидение будущего, знание и дар благой речи»: то есть,
развивающий необычайную красноречивость в сибиллах, чутких индивидуумах
и даже в некоторых ораторах. Обсуждая этот вопрос в «Разоблаченной Изиде», мы сказали: «Хаос
древних, Священный Огонь Зороастра или Аташ-Бэхрам парсийцев; Огонь
Гермеса, Огонь Св. Эльма древних германцев; Молния Кибелы; Горящий
Факел Аполлона; Пламя на алтаре Пана; Неугасаемый Огонь в храме на
Акрополе и в Храме Весты; огненное Пламя на шлеме Плутона; блистающие
Искры на головных уборах Диоскуров, на голове Горгоны, на шлеме Паллады
и на жезле Меркурия; египетский Пта-Ра; греческий Зевс Катайбат
(Нисходящий) Павсаниев; Огненные языки дня Св. Троицы; неопалимая
купина Моисея. Огненный столб в книге Исход и горящий
светильник Авраама; Вечный Огонь «Бездонной Бездны»; Пары Дельфийского
оракула; Звездный Свет розенкрейцеров; Акаша индусских Адептов;
Астральный Свет Элифаса Леви; Аура нервов и Флюид магнетизеров; Од
...
Читать дальше »
|
Та же Иерархия с теми же
числами встречается в японской системе, в «Началах», преподаваемых
Шинто и буддийскими сектами. В этой системе Антропогенезис предшествует
Космогенезису, ибо Божественное погружается в человеческое и создает – на
полпути своего нисхождения в материю – видимую Вселенную. «Легендарные
личности», благоговейно замечает Омойе – «должны быть поняты, как
стереотипное воплощение высшей (тайной) доктрины и ее высших истин».
Изложение этой древней системы, во всей ее полноте, займет слишком
много места, но сказать несколько слов о ней будет уместно. Последующее
является кратким конспектом этого Антропо-Космогенезиса и показывает
насколько наиболее разъединенные народности вторят одно и тоже
архаическое учение. Когда
все было еще Хаосом (Кон-тон) Три духовных Существа появились на арене
будущего творения: 1) «Аме но ани нака нуши но Ками», «Божественный
Монарх Центрального Неба»; 2) «Така ми оносуби но Ками», Высочайший,
Верховный Божественный Отпрыск Неба и Земли; и 3) «Каму ми мусуби но
Ками», просто «Отпрыск Богов». Все
они не имели ни формы, ни субстанции – наша Арупа-Триада – ибо ни
небесная, ни земная субстанция еще не дифференцировалась, «также и
сущность вещей еще не оформилась В
японской космогонии, когда из хаотической массы появляется яйцеобразное
ядро, имея в себе зародыш и потенциал всей мировой так же, как и земной
жизни, именно, эти, только что названные, «Тройные» и дифференцируются.
Мужской, эфирный принцип (Ян) возносится, а женский, более тяжелый или более материальный принцип (Инь)
низвергается в мир субстанции, после того как произошло разъединение
между небесным и земным. От этого Женского Начала, Матери, рождается
первое рудиментарное объективное существо. Оно эфирно и не имеет ни
формы, ни пола, но, тем не менее, от него и от Матери рождаются Семь
Божественных Духов, от которых произойдет семь «творений», так же как в
Codex Nazaraeus от Карабтаноса и Матери Spiritus
рождаются семь, «ко злу расположенных» (материальных) духов. Слишком
долго было бы приводить здесь японские наименования, но в переводе они
стоят в следующем порядке: 1)
«Невидимый Безбрачный», являющийся Творящим Логосом Нетворящего «Отца»
или проявленной творческой потенциальностью последнего. 2)
«Дух (или Бог) Глубин, лишенных Лучей (Хаос)», становящийся
дифференцированной материей или мировым веществом; также минеральное
царство. 3) «Дух Растительного Царства», «Изобильной Растительности». 4)
«Дух Земли» и «Дух Песков»; Существо двойственной природы; первый
содержит потенциальность мужского элемента, последний женского
элемента. Эти двое были едины, еще не сознавшие, что они двое. В этой двоичности были заключены (а) Isu no gai по Kami. Существо мужского начала, темное и мускулистое и (b) Eku gai no Kami светлое, более слабое или нежное Существо женского начала. Затем: 5) и 6) Духи – андрогины или двуполые. 7)
Седьмой Дух, последний исшедший от «Матери», появляется, как первая
божественная человеческая форма, определенно мужская и женская. Это
было седьмым «творением», согласно Пуранам, где человек является седьмым творением Брамы.СТАНЦА VII. – Продолжение. 3. КОГДА ЕДИНЫЙ СТАНОВИТСЯ ДВУМЯ, ТРОИЧНЫЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (а) И ТРОЕ ЕДИНЫ[1]; ЭТО НАША НИТЬ, О ЛАНУ, СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА-РАСТЕНИЕ, НАЗЫВАЕМОГО САПТАПАРНА (b). а)
«Когда Единый становится Двумя, Троичный проявляется», т. е., когда
Единый Вечный роняет свое отображение в область Проявления, то это
отображение, Луч, дифференцирует Воды Пространства; или, говоря
словами, «Книги Мертвых»: «Хаос прекращается в силу сияния Луча
Изначального Света, рассеивающего полную Тьму при помощи великой
магической силы Слова (Центрального) Солнца». Хаос становится
двуначальным, муже-женственным, и Вода оплодотворяется Светом, и
Троичное Существо исходит, как Перворожденный; «Ра (или Озирис Пта)
создает свои Члены (подобно Браме), создавая Богов, предназначенных
олицетворять его фазы «в течение всего Цикла». Египетский Ра,
возникающий из Глубины, есть Божественная Мировая Душа в ее проявленном
аспекте, так же как и Нараяна, Пуруша, «сокрытый в Акаше и явленный в
Эфире». Это
является метафизическим объяснением и относится к самому началу
эволюции или, как сказали бы мы, к Теогонии. Смысл этой Станцы,
объясненный с другой точки зрения по отношению к тайне человека и его
происхождению, еще труднее понять. В Японии, аллегорические описания Шинто, относящихся к Космогонии и происхождению человека, намекают на то же самое верование. Капитан С. Пфундес, изучавший около девяти лет в монастырях Японии основную религию в различных сектах страны, говорит: «Шинтоистическое
представление о творении следующее: из хаоса (Контон) Земля (Инь) была
осевшим осадком, а Небеса (Ян) были эфирными субстанциями, которые
поднялись: человек (Джин) появился между двумя. Первый человек
именовался Kuni-to ko tatchino-mikoto и пять других имен были даны ему, и тогда появилась человеческая раса, мужского и женского начала. Изанаги и Изанами породили Tenschoko doijin первого из пяти Богов Земли.» Эти
«Боги» просто наши Пять Рас, Изанаги и Изанами суть два рода «Предков»,
две предшествующие Расы, давшие рождение как животному, так и разумному
человеку. «Миры
для невежд сложены из известных Элементов. Но в понимании Архата эти
Элементы сами коллективно являются Божественною Жизнью; порознь же, на
планах манифестаций, они суть бесчисленные сонмы Жизней. Лишь Огонь – ЕДИН
– на плане Единой Реальности. На плане проявленного, следовательно
призрачного Бытия, его частицы – огненные Жизни живут и утверждают свое
бытие за счет всякой другой Жизни, которую они поглощают. Потому они
называются «ПОЖИРАТЕЛЯМИ» ... Каждая видимая вещь в этой Вселенной была сложена подобными ЖИЗНЯМИ,
от сознательного и божественного первоначального человека, по
нисходящей скале, до бессознательных посредников, слагающих материю...
От ЕДИНОЙ ЖИЗНИ, бесформенной и несотворенной, происходит
Вселенная всех Жизней. Вначале из Глубины (Хаоса) был проявлен холодный
светящий Огонь (газовый свет?), который образовал Сгустки в
Пространстве (может быть нерастворимые туманности?) ... Эти сражались,
и сильный жар был развит вследствие столкновений и ударов, породивших
вращение. Затем появился первый проявленный МАТЕРИАЛЬНЫЙ Огонь,
жаркие Пламена, Странники в Небе (Кометы). Жар породил влажный пар; что
образовало твердую воду(?); затем сухой туман, затем жидкий туман,
водянистый, который погашает яркое блистание Странников (Комет?) и
образует твердые водянистые Колеса (МАТЕРИАЛЬНЫЕ Сферы). Бхуми
(Земля) появляется с шестью сестрами; своим постоянным движением они
производят низший огонь, жар и водянистый туман, который выявляет
третий Элемент Мира – ВОДУ. И от дыхания всего рождается (атмосферический) ВОЗДУХ. Эти четверо суть четыре Жизни первых четырех Периодов (Кругов) Манвантары. Три последних последуют.»Согласно герметическо-каббалистической философии Парацельса, именно Yliaster – предок новорожденного Протила, введенного в химию Круксом – или изначальная Протоматерия выявила из себя Космос. «Когда творение – эволюция началась, Ylyaster разделился; он как бы расплавился и растворился, и выявил из себя изнутри Ideos или Хаос (Mysterium
...
Читать дальше »
|
Монас Пифагора, как
сказано, также пребывает в одиночестве и «Тьме», подобно «Зародышу».
Идея Дыхания Тьмы, движущегося над «дремлющими Водами Жизни»,
являющимися Изначальной Материей с непроявленным в ней Духом, вызывает
в памяти первую главу Книги «Бытия». Оригиналом этому послужил
Браманический Нараяна (Носящийся над Водами), являющийся олицетворением
Вечного Дыхания Бессознательного Всего (или Парабраман) восточных
оккультистов. Воды Жизни или Хаос – женское начало в символизме – есть
Пустота (для нашего умозрения), в которой заключены непроявленные Дух и
Материя. Это и было то, что заставило Демокрита утверждать после его
наставника Левкиппа, что первичными началами всего были атомы и
пустота, в смысле пространства, но не в смысле пустого пространства,
ибо, согласно перипатетикам и каждому древнему философу, «Природа
отвергает пустоту». Во
всех Космогониях «Вода» играет ту же значительную роль, она является
основою и источником материального существования. Ученые, принимая
слово вместо вещи, понимают под этим определенную комбинацию кислорода
и водорода, придавая, таким образом, специфический смысл термину,
употребляемому оккультистами в смысле родовом и имеющему в Космогонии
метафизическое и мистическое значение. Лед, так же как и пар, не вода,
хотя все три имеют, именно, тот же самый химический состав.
3.
ТЬМА ИЗЛУЧАЕТ СВЕТ, И СВЕТ РОНЯЕТ ОДИНОКИЙ ЛУЧ В ВОДЫ, В ГЛУБИНУ ЛОНА
МАТЕРИ. ЛУЧ ПРОНИЗЫВАЕТ ДЕВСТВЕННОЕ ЯЙЦО, ЛУЧ ПРОБУЖДАЕТ ТРЕПЕТ В
ВЕЧНОМ ЯЙЦЕ И ЗАРОНЯЕТ ЗАРОДЫШ[1], НЕ-ВЕЧНЫЙ, И ОН СГУЩАЕТСЯ В МИРОВОЕ ЯЙЦО. «Одинокий
Луч», падающий в «Глубину Лона Матери», может быть принят, как
означающий Божественную Мысль или Разум, оплодотворяющий Хаос. Но это
происходит на плане метафизической абстракции или, вернее, на плане, на
котором то, что мы называем метафизической абстракцией, является
реальностью. «Девственное Яйцо», будучи в одном смысле абстракцией всех
ova или мощью, развивающейся через оплодотворение, вечно и
всегда то же самое. И подобно тому, как оплодотворение яйца совершается
до его выпадения, так и не вечный, периодический Зародыш, становящийся
позднее в символизме Мировым Яйцом, содержит в себе, когда он возникает
из указанного символа, «Надежду и Мощь» всей Вселенной. Хотя идея per se,
конечно, есть абстракция, символический способ выражения, тем не менее,
она есть истинный символ, ибо она предпосылает мысль о Беспредельности,
как о бесконечном круге. Она являет перед умственным взором картину
Космоса, возникающего из и внутри безграничного Пространства,
Вселенную, такую же безбрежную в ее величии, если и не бесконечную в ее
объективном проявлении. Символ Яйца также выражает факт, преподаваемый
в Оккультизме, что первичная форма всего проявленного, от атома до
глобуса, от человека до ангела, сфероидальна; сфера у всех народов
является эмблемою вечности и беспредельности – змий, закусивший свой
хвост. Но, чтобы понять смысл, сфера должна быть представлена мысленно,
как бы видимая из ее центра. Поле зрения или мысли подобно сфере,
радиусы которой устремлены от мыслящего во все стороны и, простираясь в
пространство, скрывают беспредельные горизонты вокруг. Это есть
символический круг Паскаля и каббалистов – «центр которого везде, а
окружность нигде» – понятие, входящее в сложную идею этой эмблемы. «Мировое Яйцо» является, может быть, одним из наиболее обще-принятых символов, будучи одинаково высоко изобразительным,
как в духовном, так и в физиологическом и космологическом смысле.
Потому оно встречается в каждой Мировой Теогонии, где оно широко
ассоциируется с символом змия, последний всюду является, как в
философии, так и в религиозном символизме, эмблемою вечности,
бесконечности, возрождения и омолаживания, также и мудрости. Тайна
очевидного само-зарождения и эволюция посредством своей собственной
творческой мощи, повторяют в миниатюре, в яйце, процесс космической
эволюции – оба процесса совершаются благодаря теплу и влаге, под
приливом невидимого творческого духа – и вполне оправдывают выбор этого
изобразительного символа. «Девственное Яйцо» есть микрокосмический
символ макрокосмического прототипа «Девственной Матери» – Хаоса или
Предвечной Глуби. Творец Мужского Начала (под любым наименованием)
происходит от девственного Женского Начала, Беспорочного Корня,
оплодотворенного Лучом. Кто из сведущих в астрономии и естественных
науках не усмотрит этой изобразительности? Космос, как воспринимающая
Природа, есть оплодотворенное Яйцо, но остающееся непорочным; ибо раз
он рассматривается, как беспредельный, он не может иметь другого
изображения, нежели сфероидное. Золотое Яйцо было окружено семью
элементами, из которых «Четыре уже проявлены (эфир, огонь, воздух,
вода), три сокрыты». Это может быть найдено в утверждениях Вишну Пураны, где элементы переведены «оболочками» и добавлен один из сокрытых – Ахамкара[2]. Оригинальный текст не имеет Ахамкары; в нем упомянуты семь Элементов без подробного определения последних трех.
СТАНЦА III. – Продолжение.
6. КОРЕНЬ ЖИЗНИ БЫЛ В КАЖДОЙ КАПЛЕ ОКЕАНА БЕССМЕРТИЯ[1],
И ОКЕАН БЫЛ СВЕТОМ ЛУЧЕЗАРНЫМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ОГОНЬ, И ТЕПЛО, И ДВИЖЕНИЕ.
ТЬМА ИСЧЕЗЛА И БОЛЕЕ НЕ СУЩЕСТВОВАЛА; ОНА ИСЧЕЗЛА В СВОЕМ ЕСТЕСТВЕ, В
ТЕЛЕ ОГНЯ И ВОДЫ, ОТЦА И МАТЕРИ. Естество
Тьмы есть Абсолютный Свет, потому Тьма взята, как подходящее
аллегорическое представление состояния Вселенной во время Пралайи или
же периода Абсолютного Покоя или Не-Бытия, каким оно представляется
нашему предельному уму. «Огонь, Тепло и Движение», о которых здесь идет
речь, конечно, не есть огонь, тепло и движение физической науки, но
отвлеченные принципы, нумены или душа естества этих материальных
проявлений – «вещей в самих себе» – и, которые, по признанию
современной науки, совершенно ускользают от лабораторных инструментов,
и непостижимы даже уму, хотя едва ли и ум может избежать заключения,
что эти субстратумы вещей должны существовать. «Огонь и Вода или Отец и
Матерь» могут быть поняты, как означающие божественный Луч и Хаос.
«Хаос», получив от слияния с Духом сознание, сиял радостью, и так был
порожден Протогонос (первородный Свет), гласит фрагмент Гермеса.
Дамасций называет это «Dis», «Распределителем всех Вещей»[2]. Согласно
догмам Розенкрейцеров, как на сей раз правильно, хотя и частично,
объяснено непосвященными, «Свет и Тьма сами по себе тождественны, они
разделены лишь в человеческом уме»; и как говорит Роберт Флудд: «Тьма
восприняла Озарение, чтобы стать видимой»[3].
В положениях Восточного Оккультизма Тьма есть единая, истинная
действительность, основа и корень Света, без которой последний никогда
не мог бы проявиться, ни даже существовать.
Свет есть Материя, а Тьма – чистый Дух. Тьма, в ее коренном
метафизическом основании, есть субъективный и абсолютный Свет; тогда
как последний, во всей его кажущейся лучезарности и сиянии, есть только
масса теней, ибо он никогда не может быть вечным и есть лишь простая
Иллюзия или Майа. Даже в сбивающей с толку и досаждающей науке книге «Бытия»[4], Свет создан из Тьмы – и «Тьма была на Лике Бездны», а не обратно. «В Нем (во тьме) была жизнь; и жизнь была свет человеков[5]».
Придет день, когда глаза людей раскроются и тогда они лучше поймут,
нежели теперь, стих в Евангелии от Иоанна, гласящий: «И Свет во тьме
с
...
Читать дальше »
| |