Главная » 2009»Август»1 » О Хаосе на основе текстов "Тайной Доктрины,ч.2
19:49
О Хаосе на основе текстов "Тайной Доктрины,ч.2
Та же Иерархия с теми же
числами встречается в японской системе, в «Началах», преподаваемых
Шинто и буддийскими сектами. В этой системе Антропогенезис предшествует
Космогенезису, ибо Божественное погружается в человеческое и создает – на
полпути своего нисхождения в материю – видимую Вселенную. «Легендарные
личности», благоговейно замечает Омойе – «должны быть поняты, как
стереотипное воплощение высшей (тайной) доктрины и ее высших истин».
Изложение этой древней системы, во всей ее полноте, займет слишком
много места, но сказать несколько слов о ней будет уместно. Последующее
является кратким конспектом этого Антропо-Космогенезиса и показывает
насколько наиболее разъединенные народности вторят одно и тоже
архаическое учение. Когда
все было еще Хаосом (Кон-тон) Три духовных Существа появились на арене
будущего творения: 1) «Аме но ани нака нуши но Ками», «Божественный
Монарх Центрального Неба»; 2) «Така ми оносуби но Ками», Высочайший,
Верховный Божественный Отпрыск Неба и Земли; и 3) «Каму ми мусуби но
Ками», просто «Отпрыск Богов». Все
они не имели ни формы, ни субстанции – наша Арупа-Триада – ибо ни
небесная, ни земная субстанция еще не дифференцировалась, «также и
сущность вещей еще не оформилась
В
японской космогонии, когда из хаотической массы появляется яйцеобразное
ядро, имея в себе зародыш и потенциал всей мировой так же, как и земной
жизни, именно, эти, только что названные, «Тройные» и дифференцируются.
Мужской, эфирный принцип (Ян) возносится, а женский, более тяжелый или более материальный принцип (Инь)
низвергается в мир субстанции, после того как произошло разъединение
между небесным и земным. От этого Женского Начала, Матери, рождается
первое рудиментарное объективное существо. Оно эфирно и не имеет ни
формы, ни пола, но, тем не менее, от него и от Матери рождаются Семь
Божественных Духов, от которых произойдет семь «творений», так же как в
Codex Nazaraeus от Карабтаноса и Матери Spiritus
рождаются семь, «ко злу расположенных» (материальных) духов. Слишком
долго было бы приводить здесь японские наименования, но в переводе они
стоят в следующем порядке: 1)
«Невидимый Безбрачный», являющийся Творящим Логосом Нетворящего «Отца»
или проявленной творческой потенциальностью последнего. 2)
«Дух (или Бог) Глубин, лишенных Лучей (Хаос)», становящийся
дифференцированной материей или мировым веществом; также минеральное
царство. 3) «Дух Растительного Царства», «Изобильной Растительности». 4)
«Дух Земли» и «Дух Песков»; Существо двойственной природы; первый
содержит потенциальность мужского элемента, последний женского
элемента. Эти двое были едины, еще не сознавшие, что они двое. В этой двоичности были заключены (а) Isu no gai по Kami. Существо мужского начала, темное и мускулистое и (b) Eku gai no Kami светлое, более слабое или нежное Существо женского начала. Затем: 5) и 6) Духи – андрогины или двуполые. 7)
Седьмой Дух, последний исшедший от «Матери», появляется, как первая
божественная человеческая форма, определенно мужская и женская. Это
было седьмым «творением», согласно Пуранам, где человек является седьмым творением Брамы.
СТАНЦА VII. – Продолжение. 3. КОГДА ЕДИНЫЙ СТАНОВИТСЯ ДВУМЯ, ТРОИЧНЫЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (а) И ТРОЕ ЕДИНЫ[1]; ЭТО НАША НИТЬ, О ЛАНУ, СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА-РАСТЕНИЕ, НАЗЫВАЕМОГО САПТАПАРНА (b). а)
«Когда Единый становится Двумя, Троичный проявляется», т. е., когда
Единый Вечный роняет свое отображение в область Проявления, то это
отображение, Луч, дифференцирует Воды Пространства; или, говоря
словами, «Книги Мертвых»: «Хаос прекращается в силу сияния Луча
Изначального Света, рассеивающего полную Тьму при помощи великой
магической силы Слова (Центрального) Солнца». Хаос становится
двуначальным, муже-женственным, и Вода оплодотворяется Светом, и
Троичное Существо исходит, как Перворожденный; «Ра (или Озирис Пта)
создает свои Члены (подобно Браме), создавая Богов, предназначенных
олицетворять его фазы «в течение всего Цикла». Египетский Ра,
возникающий из Глубины, есть Божественная Мировая Душа в ее проявленном
аспекте, так же как и Нараяна, Пуруша, «сокрытый в Акаше и явленный в
Эфире». Это
является метафизическим объяснением и относится к самому началу
эволюции или, как сказали бы мы, к Теогонии. Смысл этой Станцы,
объясненный с другой точки зрения по отношению к тайне человека и его
происхождению, еще труднее понять.
В Японии, аллегорические описания Шинто, относящихся к Космогонии и происхождению человека, намекают на то же самое верование. Капитан С. Пфундес, изучавший около девяти лет в монастырях Японии основную религию в различных сектах страны, говорит: «Шинтоистическое
представление о творении следующее: из хаоса (Контон) Земля (Инь) была
осевшим осадком, а Небеса (Ян) были эфирными субстанциями, которые
поднялись: человек (Джин) появился между двумя. Первый человек
именовался Kuni-to ko tatchino-mikoto и пять других имен были даны ему, и тогда появилась человеческая раса, мужского и женского начала. Изанаги и Изанами породили Tenschoko doijin первого из пяти Богов Земли.» Эти
«Боги» просто наши Пять Рас, Изанаги и Изанами суть два рода «Предков»,
две предшествующие Расы, давшие рождение как животному, так и разумному
человеку.
«Миры
для невежд сложены из известных Элементов. Но в понимании Архата эти
Элементы сами коллективно являются Божественною Жизнью; порознь же, на
планах манифестаций, они суть бесчисленные сонмы Жизней. Лишь Огонь – ЕДИН
– на плане Единой Реальности. На плане проявленного, следовательно
призрачного Бытия, его частицы – огненные Жизни живут и утверждают свое
бытие за счет всякой другой Жизни, которую они поглощают. Потому они
называются «ПОЖИРАТЕЛЯМИ» ... Каждая видимая вещь в этой Вселенной была сложена подобными ЖИЗНЯМИ,
от сознательного и божественного первоначального человека, по
нисходящей скале, до бессознательных посредников, слагающих материю...
От ЕДИНОЙ ЖИЗНИ, бесформенной и несотворенной, происходит
Вселенная всех Жизней. Вначале из Глубины (Хаоса) был проявлен холодный
светящий Огонь (газовый свет?), который образовал Сгустки в
Пространстве (может быть нерастворимые туманности?) ... Эти сражались,
и сильный жар был развит вследствие столкновений и ударов, породивших
вращение. Затем появился первый проявленный МАТЕРИАЛЬНЫЙ Огонь,
жаркие Пламена, Странники в Небе (Кометы). Жар породил влажный пар; что
образовало твердую воду(?); затем сухой туман, затем жидкий туман,
водянистый, который погашает яркое блистание Странников (Комет?) и
образует твердые водянистые Колеса (МАТЕРИАЛЬНЫЕ Сферы). Бхуми
(Земля) появляется с шестью сестрами; своим постоянным движением они
производят низший огонь, жар и водянистый туман, который выявляет
третий Элемент Мира – ВОДУ. И от дыхания всего рождается (атмосферический) ВОЗДУХ. Эти четверо суть четыре Жизни первых четырех Периодов (Кругов) Манвантары. Три последних последуют.»
Согласно герметическо-каббалистической философии Парацельса, именно Yliaster – предок новорожденного Протила, введенного в химию Круксом – или изначальная Протоматерия выявила из себя Космос. «Когда творение – эволюция началась, Ylyaster разделился; он как бы расплавился и растворился, и выявил из себя изнутри Ideos или Хаос (Mysterium Magnum, Iliados, Limbus Major,
или Предвечную Материю). Эта Предвечная Сущность монистична по природе
и проявляется не только, как жизнедательная, духовная сила, невидимая,
непостижимая и неописуемая мощь, но также, как живая материя, которая
составляет субстанцию живых существ. В этом Limbus'e или Ideos'e
Предвечной Материи... в единой утробе всех сотворенных вещей,
содержится сущность всего сущего. Это описано древними, как Хаос... в
котором зародился сначала Макрокосм, а затем через разделение и
эволюцию в Mysteria Specialia[1] каждое отдельное существо получило бытие. Все сущее и все элементарные сущности были заключены в нем in potentia, но не in actu»[2]. Это
дает повод переводчику, д-ру Фр. Гартманну сделать справедливое
замечание – «по-видимому Парацельс три столетия назад предвосхитил
открытие потенциала материи». Итак, Magnus, Limbus или Yliaster Парацельса есть просто наш старый друг «Отец-Матерь», скрытый внутри
до своего выявления в Пространстве. Это есть всемирная Утроба Космоса,
олицетворенная в двойственном аспекте Макрокосма и Микрокосма, или
Вселенной и нашего земного Шара[3], как Адити-Пракрити, Духовная и физическая Природа. Ибо Парацельс объясняет это следующим образом: Magnus Limbus
есть питомник, из которого произросли все твари, в том же смысле, как
дерево может вырасти из малого семени: с тою только разницею, однако,
что великий Limbus происходит от Слова Бога, тогда как меньший Limbus (земное семя или сперма) происходит от Земли. Великий Limbus есть семя, из которого произошли все существа, а малый Limbus есть каждое завершенное существо, воспроизводящее его форму, и которое само было произведено великим Limbus'ou. Малый Limbus обладает всеми свойствами великого, в том же смысле, как сын обладает организмом, тождественным его отцу... Когда... Yliaster растворился, Ares,
разъединяющая, дифференцирующая мощь – Фохат, еще один старый друг...
начал действовать. Все созидание явилось следствием разъединения. Из ideos'а
были выявлены элементы Огня, Воды, Воздуха и Земли, рождение последней
не произошло, однако, путем материальным или же простым разъединением,
но духовно и динамично, ни даже путем сложных комбинаций – т. е.,
механического смешения, как противоположение химической комбинации,
именно, как огонь может выявляться из кремня, или дерево из семени,
хотя первоначально не было ни огня в камне, ни дерева в семени. «Дух
живет и Жизнь есть Дух, и Жизнь и Дух [Пракрити и Пуруша (?)]
производят все вещи, но по существу они едины, не двое...» Также среди
элементов каждый имеет своего Yliaster'а, ибо вся деятельность
материи, в каждой форме, есть лишь истечения из одного и того же
Источника. Но так же, как из семени растут корни с их фибрами, а затем
ствол с его ветвями и листьями, и, наконец, цветы и семена, так и все
существа были рождены из элементов и состоят из элементарных
субстанций, из которых другие формы могут возникнуть к жизни, нося
характерные признаки своих родителей[4]. Элементы, как матери всех созданий, имеют невидимую и духовную природу и также душу[5]. Все они возникают из Mysterium Magnum». Сравните это с Вишну Пураной: «Из
Прадханы – Предвечной Субстанции, возглавляемой Кшетраджна
[«воплощенный Дух» (?)] происходит неравномерное развитие, Эволюция
этих свойств... От Великого Принципа (Махат) – Всемирного Разума или
Ума... происходит начало тончайших элементов и органов чувств...»[6]. Таким
образом, может быть доказано, что в древности все основные истины
Природы были всеобщими и что основные идеи о Духе, Материи и Вселенной,
или о Боге, Субстанции и Человеке были тождественны. Взяв две, наиболее
древние, религиозные философии, Индуизм и Герметизм из Писаний Индии и
Египта, тождественность обеих легко доказать.
Так, в главе из Книги Мертвых,
упомянутой Масперо, мы находим: 1) Озириса, говорящего, что он Тум –
созидательная сила Природы, дающая форму всем существам, как духам, так
и людям, самозарождающаяся и самосущая – исшедшая из небесной реки Нун,
именуемой Отец-Мать Богов, первоначальное Божество, которое есть Хаос
или Бездна, оплодотворенная невидимым Духом. 2) Он нашел Шу, солнечную
силу, на ступенях, ведущих в Город Восьми (два квадрата Добра и Зла), и
уничтожил Сынов Противления, начала Зла в Нун (Хаосе). 3) Он – Огонь и
Вода, Нун, Изначальный Родитель, и он создал Богов из своих Членов
– четырнадцать Богов (дважды семь), семь темных и семь светлых Богов –
Семь Духов Великого Присутствия по верованию христиан и семь темных
духов Зла. 4) Он – закон Существования и Бытия, Бэнну или Феникс, Птица
Воскресения в Вечности, в которой Ночь сменяется Днем, и День следует
за Ночью – намек на периодические циклы космического воскресения и
человеческого перевоплощения. Ибо что другое может это означать?
«Странник, проходящий миллионы лет, есть наименование одного, и Великое
Зеленое (Изначальная Вода или Хаос) имя другого», один порождает
миллионы лет, сменяющихся в последовательности, другое поглощает их,
чтобы снова восстановить их. 5) Он говорит о «Семи Лучезарных»,
следующих за своим Владыкою Озирисом, творящим Суд в Аменти.
Что же представляет тогда
из себя «Первичная Субстанция», та таинственная вещь, о которой
толковала постоянно алхимия и которая была предметом философских
обсуждений во все века? Чем может быть она в конечном итоге, даже в
своей феноменальной до-дифференциации? Даже это является Всем в проявленной Природе и – ничем
для наших чувств. Она упоминается под различными наименованиями в
каждой космогонии и в каждой философии, но до сего дня является вечно
ускользающим Протеем в Природе. Мы касаемся ее и не ощущаем ее; мы
смотрим на нее и не видим ее; мы вдыхаем ее и не замечаем ее; мы слышим
и обоняем, совершенно не подозревая о ее присутствии; ибо она
содержится в каждой молекуле того, что мы в нашем неведении и иллюзии
рассматриваем как материю в одном из ее состояний, или познаем как
чувство, мысль, эмоцию. Словом, это – Упадхи или проводник всякого
явления физического либо умственного или же психического. Во
вступительных предложениях Книги Бытия и в халдейской Космогонии, в Пуранах Индии и в Книге Мертвых
Египта – всюду с нее начинается цикл манифестации. Она именуется Хаосом
и Водою, оплодотворенною Духом, исходящим от Неведомого, каким бы
именем не назывался этот Дух.
Теперь мы должны исчерпать вопрос о мистическом значении Первичного Хаоса и Основного Принципа и выяснить, как были
они соединены в древних философиях с Акашей, неправильно переведенной
словом Эфир, и также с Майей, иллюзией, мужским аспектом которой
является Ишвара. Далее мы будем говорить о Разумном Начале или, вернее,
о невидимых, нематериальных свойствах в видимых и материальных
элементах, «возникших из Первичного Хаоса». Ибо, «что есть Первичный Хаос, как не Эфир?» – спрашивается в «Разоблаченной Изиде». Не
современный Эфир, не тот, что принят сейчас, но тот, который был
известен древним философам задолго до времен Моисея – Эфир со всеми его
таинственными и оккультными свойствами, содержащими в себе зачатки
всемирного творения. Высший Эфир или Акаша есть Небесная Дева и Матерь
всего бытия, всех существующих форм, из лона которой «по
оплодотворении» «Божественным Духом, вызваны к бытию Материя и Жизнь,
Сила и Действие». Эфир есть Адити индусов, он же и Акаша.
Электричество, магнетизм, теплота, свет и химическое действие так мало
поняты сейчас, что новые факты постоянно расширяют пределы нашего
знания. Кто знает, где кончается мощь этого гиганта Протея – Эфира? Или
где кроется его таинственное начало? Кто может отрицать Дух,
действующий в нем и развивающий из него все видимые формы? Будет
легкой задачей доказать, что космогонические легенды всего мира
основаны на знании древними этих наук, дружно поддерживающих в наши дни
доктрину эволюции, и дальнейшие изыскания докажут, что эти древние были
осведомлены гораздо лучше нас о самом факте эволюции, включая оба ее
аспекта, физический и духовный. «Согласно древним философам, эволюция была всемирной теоремою, доктриной, охватывающей все целое,
и твердо установленным принципом; тогда как наши современные
эволюционисты в состоянии представить нам лишь чисто спекулятивные
теории; со странными, если не вполне отрицательными теоремами. Напрасно
представители нашей современной мудрости думают прекратить словопрения
и претендуют на разрешение вопроса только потому, что затемненная
фразеология Моисеевых… повествований не согласуется с определенным
толкованием «Точной Науки»[1].