Эзотерическая Доктрина
учит, что Дхиан-Коганы являют собою коллектив или совокупность
Божественного Разума или Предвечного Ума, и что первые Ману, семь
«разумом-рожденные», Духовные Разумности тождественны с первыми.
Следовательно, Гуань-Ши-Инь, «Золотой Дракон, в котором заключаются Семь»,
из Станцы III, есть Предвечный Логос или Брама, первая проявленная
Творческая Мощь; а Дхианические Энергии суть все Ману или Ману
Сваямбхува коллективно. Кроме того, легко усмотреть прямую связь между этими Ману и Махатом. Ману происходит от корня man мыслить; мышление же происходит от разума. В Космогонии это соответствует До-небулозному Периоду. II) Второе Творение:
Бхута, было творением Рудиментарных Начал или Танматр; потому оно
названо Творением Стихий или Бхутасарга. Это есть период первого
дыхания дифференциации До-космических Элементов или Материи. Бхутади
означает «происхождение Элементов» и предшествует Бхутасарга, Творению
или дифференциации этих Элементов в Предвечной Акаше, Хаосе или Пустоте[1]. В Вишну Пуране
оно описано, как происходящее и принадлежащее к троичному аспекту
Аханкара, переведенному, как Эготизм, но означающему, вернее,
непереводимый термин «Я есмь-ность», то, что первым исходит из Махата
или Божественного Разума; первый туманный намек на Самость, ибо
«чистый» Аханкара становится «страстным» и, наконец, «рудиментным» или
зачаточным; это есть «начало сознательного, так же как и всего бессознательного бытия»,
хотя Эзотерическая школа отвергает мысль о чем-либо «бессознательном»,
исключая на нашем плане иллюзии и неведения. В этой стадии Второго
Творения появляется Вторая Иерархия Ману – Дхиан-Коганы или Дэвы,
которые являются началом Форм (Рупа), Читрашикхандинасы «Блистающего
Венца» или Риши; те Риши, кто стали вдохновляющими Душами Семи Звезд (Большой Медведицы)[2].
На астрономическом и космогоническом языке это Творение относится к
Периоду Огненного Тумана, к первой фазе Космической Жизни, после ее
Хаотического Состояния[3], когда Атомы выявляются из состояния Лайа.
Так Кумары, будучи сами «аскетами-девственниками», отказываются создавать материальную сущность человека. Имеется основание
подозревать непосредственную связь их с христианским Архангелом Св.
Михаилом, «Девственным Победителем» Дракона Апофиса, жертвою которого
является каждая Душа, слабо связанная со своим бессмертным духом,
Ангелом, который, согласно гностикам, отказался создавать, так же как сделали это и Кумары. Не управляет ли
этот Ангел, покровитель евреев, Сатурном (Шива или Рудра) и Саббат'ом,
днем Сатурна? Не того ли самого естества он, что и его Отец (Сатурн) и
не назван ли он Сыном Времени, Кроноса или Кала, аспекта Брамы (Вишну и
Шивы)? И не тождественно ли греческое изображение Старца-Времени, с его
косою и песочными часами, с «Ветхим Деньми» каббалистов? Последний
«Ветхий», будучи единым с «Ветхим Деньми» индусов, Брамою, в его троичной
форме, имя которого также Санат, Древний? Каждый Кумара носит начальное
имя Санат и Сана. И Шанаишчара есть Сатурн, планета Шани, Царь Сатурн,
секретарем которого в Египте был Тот-Гермес Первый. Таким образом, оба
они отождествлены с планетою и Богом (Шивою) и в свою очередь, явлены,
как прообразы Сатурна, тождественного Бэлу, Ваалу, Шиве и
Иегове-Саваофу, Ангелом Присутствия которого есть Михаил – לאכימ, «кто
подобен Богу». Он, как говорит нам Даниил, покровитель и
Ангел-Хранитель евреев: и прежде чем Кумары были деградированы теми,
кто не знали даже их имен, в Демонов, падших Ангелов, греки-офиты,
склонные к оккультизму предшественники и предвестники
римско-католической церкви, после разделения голосов и отделения ее от
примитивной греческой церкви, отождествили Михаила со своим
Офиоморфос'ом, восставшим и противодействующим духом. Символически это
означает ни что иное, нежели обратный аспект Офиса, Божественной
Мудрости или Кристос'а. В Талмуде Михаил явлен, как «Князь
Воды» и Глава Семи Духов, по той же самой причине, как и один из его
многочисленных прообразов – Санатсуджата, Глава Кумаров называется
«Амбхамси», «Воды», в комментариях на Вишну Пурану. Почему? –
ибо Воды есть еще одно из наименований Великой Бездны, Предвечных Вод
Пространства или Хаоса и также означают Матерь, Амба, подразумевая
Адити и Акашу, Небесную Деву-Матерь видимой Вселенной. Кроме того,
«Воды Потопа» также называются «Великим Драконом» или Офис'ом,
Офиоморфос'ом.
В теогонии Mochus'a
мы находим сначала Эфир, затем Воздух: два принципа, из которых
рождается Улом, Постижимый (νοητός) Бог, видимая материальная Вселенная[4].
В орфических гимнах Эрос-Фанес возникает из Духовного яйца,
оплодотворенного Вихрями Эфира. Вихрь, будучи «Духом Божьим», который,
как сказано, движется в Эфире, «высиживая над Хаосом» Божественную
Мысль. В Катхопанишаде индусов, Пуруша, Божественный Дух уже
стоит перед Первичной Материей и от их слияния возникает Великая Душа
Мира, «Маха-Атма, Браман, Дух Жизни»[5]. Последние наименования, опять-таки, тождественны с Всемирной Душою или Anima Mundi; Астральный Свет теургов и каббалистов есть ее последнее и низшее подразделение.
Истинно, следовало бы
изучать оккультную философию прежде, нежели искать и проверять тайны
Природы лишь на ее поверхности, ибо лишь тот, «кто знает истину о
качествах Природы, кто понимает создание всех существ... освобожден» от
заблуждения. Говорит Наставник: «Когда
правильно понимается великое (древо), от которого невидимое (оккультная
природа, корень всего) есть росток из семени (Парабраман), состоящего
из понимания (Махат или Всемирная, Разумная Душа), как его ствол, ветви
которого суть великий эгоизм[1], в отверстиях которых растут побеги, именно, чувства, из которых великие (оккультные или невидимые) элементы суть грозди цветов[2],
грубые элементы (грубая объективная материя), малые ветви, которые
всегда покрыты листьями, всегда покрыты цветами... которое вечно и семя
которого Браман (Божество); и, срубая его прекрасным мечем – знанием
(Тайной Мудрости) – человек достигает бессмертия и освобождения от
рождения и смерти»[3]. Это есть Древо Жизни, Древо Ашваттха, лишь срубив его, человек, раб жизни и смерти, может быть освобожден. Но
люди науки ничего не знают и не хотят слышать о «Мече Знания»,
употреблявшемся Адептами и Аскетами. Отсюда односторонние замечания
даже самых свободомыслящих среди них, исходящие и основанные на
незаслуженном значении, придаваемом произвольным подразделениям и
классификациям физической науки. Оккультизм обращает очень мало
внимания на них, а Природа еще меньше. Вся серия феноменов происходит
из Первоначала Эфира – Акаши, ибо Акаша, имеющая двоякую природу,
исходит из так называемого недифференцированного Хаоса, последний
будучи первичным аспектом Мулапракрити, Основной Материи, и первой
абстрактной Идеей, которую можно представить себе о Парабрамане.
Современная наука может подразделять свой гипотетически представляемый
эфир всеми способами, как она это пожелает; истинный Эфир пространства
останется все же таким, каков он есть. Он имеет свои «семь начал» так
же, как и все остальное в Природе, и если бы Эфира не существовало, то не было бы
и «звука», ибо он является вибрирующим резонатором в Природе во всех
своих семи дифференциациях. Это первая тайна, которую Посвященные
древности постигли. Наши настоящие нормальные физические чувства, с
нашей настоящей точки зрения, были ненормальными в ту эпоху медленной,
прогрессивно нисходящей эволюции падений в Материю. Были дни, когда
все, что в наше время рассматривается, как исключение, так
озадачивающее физиологов и ныне принужденных верить в это – именно,
передача мыслей, ясновидение,
яснослышание и пр., т. е., говоря короче, все, что теперь называется
«чудесным и ненормальным» – когда все это и гораздо большее
принадлежало к чувствам и способностям, общим всему человечеству. Тем
не менее, круг, который мы проходим, заставляет нас возвращаться назад
и, в то же время, продвигаться вперед, то есть, потеряв в духовности
то, что мы приобрели в физическом развитии – почти до конца Четвертой
Расы, мы зато теперь постепенно и неуловимо теряем в физическом все,
что мы снова получаем в наступающей духовной эволюции. Этот процесс
должен идти вперед до периода, который приведет Шестую, Коренную Расу
на линию параллельную с духовностью Второй Расы, давно исчезнувшего
человечества.
Современная наука есть лишь искаженная Древняя Мысль
и не более. Мы видели, однако, что думают ученые, обладающие интуицией,
и над чем они работают; теперь читатель получит еще несколько
доказательств того факта, что некоторые из членов Кор. Общ.
бессознательно приближаются к осмеянным Тайным Наукам. Что
касается Космогонии и Первичной Материи, то современные умозаключения,
несомненно, являются древней мыслью, «усовершенствованною»
противоречивыми теориями недавнего происхождения. Вся основа
принадлежит греческой и индусской архаической астрономии и физике, в те
дни называвшимся всегда философией. Во всех арийских и греческих
умозрениях мы встречаемся с представлением всепроникающей,
неорганизованной и однородной Материи или Хаоса, переименованной
современными учеными в «состояние туманности мирового вещества». То,
что Анаксагор называл Хаосом в своей «Homoiomeria», теперь
называется сэром Уилльямом Томсоном «первобытным флюидом». Индусские и
греческие атомисты – Канада, Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций и пр.,
– отражаются, как в чистом зеркале, в приверженцах Атомической Теории
наших дней, начиная с Монад Лейбница и кончая Вихревыми Атомами сэра
Уилльяма Томсона[4].
Правда, старая корпускулярная теория отброшена и место ее занято
теорией волн. Но вопрос в том, насколько последняя прочно установилась
и не будет ли она так же низложена, как ее предшественница? Свет, в
своем метафизическом аспекте, был исчерпывающе обсужден в «Разоблаченной Изиде». «Свет
есть перворожденный и первая эманация Всевышнего, и Свет есть Жизнь,
говорит Евангелист (и каббалист). И то и другое суть электричество –
жизненный принцип, Anima Mundi – наполняющее Вселенную,
электрический жизнедатель всех вещей. Свет есть великий Маг-Протей и
под воздействием Божественной Воли Зодчего[5] (или вернее Зодчих, Строителей, называемых коллективно Единым)
его многоразличные, всемогущие волны дали рождение каждой форме, как и
каждому живому существу. Из его набухающего лона возникают Материя и Дух.
В его лучах покоятся начала всех физических и химических действий и
всех космических и духовных феноменов; он оживляет и разлагает, он дает
жизнь и несет смерть, и из его Предвечной Точки постепенно возникли к
существованию мириады миров, видимые и невидимые небесные тела. От луча
этой Первой Материи, единой в трех, «Бог», согласно Платону, «возжег
огонь, называемый нами Солнцем[6], и который не
есть причина света или тепла, но лишь фокус, или как можно выразиться,
сферическое, выпуклое стекло, посредством которого Лучи Предвечного
Света материализуются и сосредотачиваются на нашей Солнечной Системе и
производят все соотношения сил»[7].
При всем уважении к
большому знанию лектора, оккультист выразился бы иначе. Он сказал бы,
что ни один атом никогда не был «сотворен», ибо атомы вечны в лоне
Единого Атома – «Атома Атомов», рассматриваемого на протяжении
Манвантары, как Джагад-Иони, материальное, причинное чрево Мира.
Прадхана, неизменяемая Материя, – то есть, первая форма Пракрити или
материальная, видимая, как и невидимая Природа, – и Пуруша-Дух вечно
едины; и они суть Нирупадхи, без привходящих качеств или атрибутов
только в течение Пралайи и когда они за пределами каких бы то ни было
планов сознательного существования. Атом, как его знает современная
наука, неотделим от Пуруши, который есть Дух, но сейчас называется
наукою «энергией». Атом Протила не был раздроблен или утончен, он
просто перешел на тот план, который есть не-план, но вечное состояние
всего за пределами планов Иллюзии. Как Пуруша, так и Прадхана неизменны
и неуничтожаемы, или Апаринамин и Авьяя в Вечности: и то и другое могут
быть названы на протяжении Майавических периодов, как Вьяя и Паринамин,
или то, что может распространяться, прейти и исчезнуть, и что способно
«видоизменяться». В этом смысле мы, конечно, должны различать в нашем
представлении Пурушу от Парабрамана. Тем не менее, то, что называется
«энергией» или «силою» в науке, и что было объяснено как двойственная
сила Меткафом, никогда, в действительности, не было и не может быть
только энергией; ибо это есть Субстанция Мира, его
Душа, Всепроникающая Сарвага в соединении с Кала, Временем. Эти три
составляют Троицу в Едином на протяжении Манвантары, все-потенциальное
Единство, которое действует, как три различные вещи в Майе, на плане
иллюзии. В орфической философии древней Греции они назывались Фанес,
Хаос и Кронос – триада оккультных философов того периода.
Фохат
есть ключ в Оккультизме, открывающий и разъясняющий многообразные
символы и аллегории в так называемой мифологии каждого народа, являя
изумительную философию и глубокое проникновение в тайны Природы,
заключенные в египетской и халдейской так же, как и в арийской
религиях. Фохат, явленный в его истинном аспекте, обнаруживает,
насколько глубоко сведущи были все эти до-исторические народы во всех
Естественных Науках, называемых теперь физическими и химическими
отделами Естественной Философии. В Индии Фохат является научным
аспектом Вишну и Индры, последний старейший и более важный в Риг-Веде, нежели его сектантский преемник; тогда как в Египте Фохат был известен, как Тум, происшедший от Нут[1], или Озирис в его аспекте первоначального Бога, создателя неба и всех существ[2]. Ибо о Туме говорится, как о Протею-подобном Боге, который порождает других Богов и создает себе форму по желанию; «Владыка Жизни, дающий Богам их Силу»[3]. Он есть блюститель
над Богами и тот, «кто создает духов и дает им форму и жизнь»; он
«Северный Ветер и Дух Запада»; и, наконец, «Заходящее Солнце Жизни» или
жизненная, электрическая сила, которая оставляет тело при смерти;
потому усопший просит, чтобы Тум дал ему Дыхание из своей правой ноздри (положительное электричество), чтоб он мог жить в своей второй форме. Как иероглиф, так и текст главы XLII в Книге Мертвых указывают на тождественность Тума и Фохата. Первый представляет человека, стоящего с иероглифом дыханий жизни в руках. Текст гласит: «Я
открываю Владыке Ан (Гелиополиса). Я есмь Тум. Я прохожу над водой,
расплесканной Тхот-Хапи, владыкою горизонта, и разделяю Землю (Фохат
делит Пространство и, со своими Сыновьями, Землю на семь Зон)... Я пересекаю Небеса. Я есмь два Льва. Я есмь Ра, Я есмь Дам, Я пожираю моего наследника[4]... Я скольжу по земле поля Анру[5], данного мне Владыкою беспредельной Вечности. Я есмь семя Вечности. Я есмь Тум, которому дарована Вечность.» Это
те самые слова, которые произносятся Фохатом в XI Книге, и те самые
титулы, которые даны ему. В египетских папирусах вся Космогония Тайной
Доктрины встречается разбросанная отдельными фразами, даже в Книге Мертвых. Число семь также подчеркивается, и ему придается такое же значение, как и в Книге Дзиан.
«Великая Вода (Бездна или Хаос), говорится, имеет семь локтей глубины»
– «локти», конечно, заменяют здесь деления зон и принципы. В ней, в
«Великой Матери, рождены все Боги и Семь Величайших». Как к Фохату, так
и к Туму обращаются, как к «Великим Сущностям о Семи Магических Силах»,
которые «побеждают Змия Апап» или Материю»[6].
См. Станцу III, Комментарий 9 (стр. 109) о «Свете» или «Холодном Огне»,
где объяснено, что «Матерь»-Хаос – есть холодный Огонь, охлажденная
Лучистость, бесцветная, бесформенная, лишенная всех качеств. Сказано,
что «Движение, как Единое, Вечное Есть и заключает потенциальность всех качеств в Манвантарических Мирах.»
СТАНЦА II
ПРИРОДА, ЛИШЕННАЯ ПОМОЩИ, НЕ МОЖЕТ ПРЕУСПЕТЬ
5.
По истечении огромных периодов времени Земля создает чудовищ. 6.
«Создатели» недовольны. 7. Они осушают Землю. 8. Формы уничтожены ими.
9. Первые великие приливы вод. 10. Начало образования коры.
5. КОЛЕСО ВРАЩАЛОСЬ ЕЩЕ ТРИСТА МИЛЛИОНОВ ЛЕТ[1]. ОНО ПОСТРОИЛО РУПА (ФОРМЫ)[2]; МЯГКИЕ КАМНИ, КОТОРЫЕ ЗАТВЕРДЕЛИ[3]; ТВЕРДЫЕ РАСТЕНИЯ, КОТОРЫЕ СТАЛИ МЯГКИМИ[4]. ВИДИМОЕ ИЗ НЕВИДИМОГО, НАСЕКОМЫЕ И МАЛЫЕ ЖИЗНИ[5]. ОНА[6] СБРАСЫВАЛА ИХ СО СПИНЫ КАЖДЫЙ РАЗ, ЧТО ОНИ ОДОЛЕВАЛИ МАТЕРЬ (а)…
ПОСЛЕ ТРЕХСОТ МИЛЛИОНОВ ЛЕТ ОНА СТАЛА КРУГЛОЙ. ОНА ЛЕЖАЛА НА СПИНЕ; НА
БОКУ… ОНА НЕ ПРИЗЫВАЛА СЫНОВ НЕБА, ОНА НЕ ХОТЕЛА ПРИЗВАТЬ СЫНОВ
МУДРОСТИ. ОНА СОЗДАЛА ИЗ УТРОБЫ СВОЕЙ. ОНА РАЗВИЛА ВОДНЫХ-ЛЮДЕЙ,
УЖАСНЫХ И ЗЛОБНЫХ (b). а)
Это относится к наклону оси, – которых было несколько – к
последовавшему за этим потопу и хаосу на земле (не имеющему, однако,
никакого отношения к Предвечному Хаосу), во время которого были
порождены чудовища, полу-люди, полу-животные. Мы находим упоминание
этого в Книге Мертвых, так же как и в халдейских записях о творении на табличках из Кута, хотя и очень испорченных.
Везде
Вода есть символ Женского Начала; Материя, от которой происходит буква
М, производится графически от /\/\/\, водного иероглифа. Это есть
Всемирная Утроба или «Великая Глубь». Венера, Великая Дева-Матерь
выходит из морской волны, а Купидон или Эрос – сын ее. Но Венера
является позднейшим мифологическим вариантом Гэи, Гаи и Земли, которая
в своем высшем аспекте есть Пракрити, Природа, метафизически же Адити и
даже Мулапракрити, Корень-Пракрити или же ее Нумен. Следовательно,
Купидон или Любовь в своем первоначальном смысле есть Эрос,
Божественная Воля или Желание проявить себя через видимое творение.
Отсюда Фохат, прообраз Эроса, становится на Земле Великою Мощью,
«Жизненным Электричеством» или же Духом «Жизне-дателем». Припомним
греческую Теогонию и вникнем в дух ее философии. Греки учат нас, что
все сущее, включая и Богов, обязано своим бытием Океану и его супруге
Тетис, последняя то же, что и Гэа, Земля или Природа. Но кто
же Океан? Океан есть бесконечное Пространство – Дух в Хаосе – которое и
есть Божество. Тетис же не есть Земля, но Предвечная Материя в процессе
образования. В нашем случае она уже не Адити-Гэа, рождающая Урана или
Варуна, главного Адитья среди семи Планетных Богов, но Пракрити,
материализованная и локализованная. Луна, будучи мужского начала в
своем теогоническом характере, является женственным порождающим
принципом лишь в космическом аспекте, тогда как Солнце есть мужская
эмблема этого принципа. Вода есть порождение Луны, андрогинного
Божества среди всех народов.
Итак, смысл этих двух аллегорических и метафизических изложений таков: «Миры и люди, поочередно, формировались и уничтожались в силу закона эволюции и из предыдущего материала до
тех пор, пока планеты и их обитатели, в нашем случае наша Земля и ее
животные и человеческие расы, не стали тем, чем они являются сейчас, в
настоящем цикле, – силами противоположных полярностей, уравновешенным
составом Духа и Материи, положительного и отрицательного, мужского и женского начала. Прежде чем человек смог стать мужчиной и женщиной физически, его прообраз Элохим – Создатель должен был образовать его Форму на этом плане пола астрально.
То есть, Атомы и органические силы, сходя на план данной
дифференциации, должны были проследовать в порядке, установленном
Природою так, чтобы всегда выполнить беспорочным образом закон, который
Каббала называет «Равновесием», посредством которого все, что
существует, выявляется, как мужское и женское начало в своем конечном
совершенстве, в настоящей стадии материальности. Хокма, Мудрость,
Мужская Сефира должна была раствориться в самой Бина и через
Бина, в Разумную Природу или Понимание. Потому Первая Коренная Раса
людей, бесполая и бессознательная, должна была быть сброшена и «сокрыта
до известного времени»; то есть, Первая Раса вместо того, чтобы
умереть, исчезла во Второй Расе, как переходят некоторые низшие
жизни и растения в свое потомство. Это было всеобщее преображение.
Первая Раса стала Второй Коренной Расой без того, чтобы породить ее или
же создать ее, или умереть. «Они перешли вместе», как написано: «И он умер», и другой «царствовал вместо него»[7]. Почему? Потому что «Святой Град не был еще готов». Что же есть «Святой Град»? Ma-qom
– Сокровенное Место или Святилище – на Земле, другими словами,
человеческая утроба, микрокосмическое повторение и отображение Небесной
Утробы, женственное Пространство или Предвечный Хаос, в котором Мужское
начало, Дух, оплодотворяет зародыш Сына или же видимую Вселенную. И это
так, ибо в Зохаре, в параграфе об «Эманации Мужского и Женского
Начала», сказано, что на этой Земле Мудрость «Пресвятого Ветхого не
сияет нигде, кроме как в муже и жене».
В том же труде[1]
Георг Смит дает с одного раннего вавилонского цилиндра изображение
Священного Древа, Змия, мужчины и женщины. Древо имеет семь ветвей; три на стороне мужчины, четыре
на стороне женщины. Эти ветви изображают семь Коренных Рас, в третьей
из которых, в самом ее конце, произошло разделение полов и, так
называемое, Падение в зарождение. Первые Три Расы были бесполые, затем
они стали гермафродитами; остальные четыре из отличающихся друг от
друга мужчин и женщин. Как говорит нам писатель: «Дракон,
который в халдейских повествованиях о Творении вводит человека в грех,
является тварью Тиамат, живого начала моря и хаоса… который
воспротивился божествам при создании мира»[2]. Это заблуждение. Дракон есть мужское начало или Фаллос, олицетворенный или, вернее, анимализованный;
Тиамат же, «олицетворение духа хаоса», Бездны или Глуби есть женское
начало, Утроба. «Дух хаоса и беспорядка» относится к той умственной
пертурбации, к которой он привел. Это есть чувственное, притягательное,
магнетическое начало, которое очаровывает и прельщает, вечно-живой
активный элемент, который ввергает весь мир в состояние смятения, хаоса
и греха. Змий прельщает женщину, но именно последняя прельщает мужчину,
и оба они включены в кармическое проклятие, хотя лишь как естественное
следствие порожденной причины. Георг Смит говорит: «Ясно,
что Дракон включен в проклятие за Падение и, что боги [Элохимы,
возревновавшие при виде, что человек из праха, в свою очередь, стал Создателем;
подобно всем животным], призывают на голову человеческой Расы все
бедствия, которым подвергается человечество. Мудрость и Знание принесут
ему горе, он будет иметь семейные раздоры, будет подчиняться тирании,
он вызовет гнев богов… он будет разочарован в своих желаниях, он будет
изливаться в бесполезных молитвах… он создаст будущий грех.
Несомненно, что последующие строки продолжают эти перечисления, но наше
повествование снова обрывается здесь и появляется вновь лишь там, где
боги готовятся к войне с силами зла. которыми водительствует Тиамат
(женщина)»[3]. Это описание изъято из Книги Бытия
ради монотеистических целей. Но ошибочная политика – без сомнения она
была порождена страхом и уважением перед догматической религией и ее
суевериями – стараясь восстановить халдейские фрагменты с помощью Книги
Бытия, тогда как, именно, последняя, как несравненно более
недавняя, нежели любые фрагменты, должна была бы быть пояснена
посредством первых.
В
другом месте мы указывали, что Великий Потоп имел несколько значений и
что он, так же как и «Падение», относился к событиям, как духовным и
физическим, так и космическим и земным; как наверху, так и внизу.
Корабль или Ковчег, – Navis – короче говоря, будучи символом
женского зарождающего Принципа, олицетворен на небесах Луною, а на
земле Чревом; как то, так и другое является сосудом и носителем семян
жизни и бытия, которые Солнце или Вишну, Мужской Принцип оживотворяет и
оплодотворяет. Первичный Космический Потоп относится к Предвечному
Творению или образованию Неба и Земель; в этом случае Хаос или великая
Глубь, представлены, как «Потоп», а Луна, как «Матерь», от которой
исходят все жизнезародыши[4]. Но Земной Потоп и повествование о нем также имеет свое двоякое применение. В одном случае, он имеет отношение
к той тайне, когда человечество было спасено от совершенного
истребления через смертную женщину, которая стала восприемником
человеческого семени при конце Третьей Расы[5],
а в другом, относится к действительному историческому Потоплению
Атлантиды. В обоих случаях «Воинство» –или Ману, который спас «Семя» –
именуется Вайвасвата Ману. Отсюда разногласие между Пураническими и
другими изложениями; тогда как в Шатапатха Брахмана Вайвасвата
создает дочь и от нее порождает расу Ману – это намек на первых
человеческих Манушия, которые должны были создать женщин посредством
Воли (Крияшакти), прежде, чем они стали естественно рождаться от
гермафродитов, как независимый пол, и потому они рассматривались как
«дочери своих создателей». Пуранические повествования делают из Ида или
Ила жену Будха (Мудрости). Эта версия относится к событиям
Атлантического Потопа, когда Вайвасвата, великий Мудрец на Земле, спас
Пятую Коренную Расу от истребления вместе с остатками Четвертой.
Фабер
был убежден, что Флегийский остров и был Атлантидою. Но все подобные
аллегории являются более или менее искаженными отзвуками индусской
традиции о великом катаклизме, обрушившемся на Четвертую, действительно
человеческую, хотя и гигантскую Расу, которая предшествовала арийской.
Однако, как только что было сказано, легенда Потопа, подобно всем
другим легендам, имеет более, нежели одно только значение. В Теогонии
она относится к предкосмическим преобразованиям, к духовным соответствиям
– как бы нелепо ни звучал этот термин на ухо ученого – а также и к
последующей Космогонии; к великому Наводнению Вод (Материи) в Хаосе,
пробужденных и оплодотворенных теми Лучами-Духа, которые были поглощены
и погибли в таинственной дифференциации – предкосмической
тайне, прологе к драме Бытия. Ану, Бэл и Ной предшествовали Адаму
Кадмону, Адаму Красному и Ною точно так же, как Брама, Вишну и Шива
предшествовали Вайвасвата и остальным[6].
Все это указывает, что полу-всемирный
потоп, известный геологии – первый Ледниковый Период – должен был
произойти именно в то время, которое ему приписывается Тайной Доктриной:
беря круглые числа, именно 200,000 лет тому назад, после начала нашей
Пятой Расы или же около времени, приписываемого Кроллем и Стоккуэлем
первому Ледниковому Периоду; то есть около 850,000 лет назад. Таким
образом, так как причина последнего катаклизма приписывается геологами
и астрономами «чрезвычайной эксцентричности земной орбиты», и так как
Сокровенное Учение относит это к той же причине, но с добавлением еще
другого фактора, именно смещения Земной Оси – доказательство чему может
быть найдено в Книге Еноха[7], если затемненный язык Пуран
непонятен – все это указывает на то, что древние осведомлены были в
«современных открытиях» науки. Енох, говоря о «великом наклоне Земли»,
«находящейся в трудах», выражается совершенно ясно и с полным значением. «Не самоочевидно ли все это? Noah
есть Ной, носящийся по водам в своем ковчеге; причем последний –
эмблема Аргха или Луны, Женского Начала. Ной есть «Дух», падающий в
Материю. Мы находим его, как только он спускается на Землю, сажающим
виноградник, пьющим вино и опьяняющимся им, то есть, чистый Дух
становится опьяненным, как только он окончательно погружается в
Материю. Седьмая глава Книги Бытия есть лишь иное изложение
первой. Таким образом, тогда как последняя читается: «и тьма была над
бездной. И дух Божий носился над водою», в седьмой сказано: «и
умножилась вода… и ковчег плавал (с Ноем-Духом) по поверхности вод».
Таким образом, Ной, если он тождествен халдейскому Noah, есть
Дух, оживотворяющий Материю, которая позднее является Хаосом,
представленным, как Бездна или же как Воды Наводнения. В вавилонской
легенде (предкосмическое событие слилось с земным), именно Истар
(Астарта или Венера, Богиня Луны) заперта в ковчеге и высылает голубя на поиски суши[8].
В каббалистических книгах, преимущественно в Зохаре, мысль, что каждый предмет на Земле или в этой Вселенной есть «Тень» (Dyuknah) вечного Света или Божества, выражена очень сильно. Третья
Раса вначале была преимущественно светлою «Тенью» Богов, которых
предание изгнало на Землю после аллегорической Войны в Небесах.
Последняя стала еще более аллегоричной на Земле, ибо это была война
между Духом и Материей. Эта война будет продолжаться, пока Внутренний и
Божественный Человек не уравновесит свою внешнюю земную самость со
своей духовной природой. До тех пор, темные и свирепые страсти этой
самости будут находиться в вечной борьбе со своим Повелителем,
Божественным Человеком. Но, когда-то, животное будет усмирено, ибо
природа его будет изменена и еще раз будет царствовать гармония между
двумя, как это было до «Падения», когда даже смертный человек
«создавался» посредством стихии и не был рождаем. Вышесказанное
ясно изложено во всех великих Теогониях, преимущественно в греческой,
как например, в теогонии Гезиода. Увечие Урана сыном его Кроносом,
который, таким образом, осуждает его на импотентность, никогда не было
понято современными мифологами. Тем не менее, смысл очень ясен; и так
как миф этот был универсальным[1],
то, несомненно, он должен был заключать в себе абстрактную и
философскую мысль, утерянную сейчас для наших современных мудрецов. В
аллегории это наказание отмечает, действительно, «новый период, вторую
фазу в развитии творения», как справедливо заметил это Дешарм[2], не пытаясь, однако, объяснить это. Уран старался воспрепятствовать этому развитию или естественной эволюции, уничтожая всех своих детей, как только они нарождались.
Уран, олицетворяющий все творческие силы Хаоса и в Хаосе – Пространстве
или Непроявленном Божестве, – таким образом, несет кару; ибо, именно,
благодаря этим силам, Питри могут выявить первобытных «людей» из самих
себя – как позднее эти люди, в свою очередь, выявляют свое