Главная » 2009»Август»1 » О Хаосе на основе текстов "Тайной Доктрины,ч.1
19:44
О Хаосе на основе текстов "Тайной Доктрины,ч.1
Монас Пифагора, как
сказано, также пребывает в одиночестве и «Тьме», подобно «Зародышу».
Идея Дыхания Тьмы, движущегося над «дремлющими Водами Жизни»,
являющимися Изначальной Материей с непроявленным в ней Духом, вызывает
в памяти первую главу Книги «Бытия». Оригиналом этому послужил
Браманический Нараяна (Носящийся над Водами), являющийся олицетворением
Вечного Дыхания Бессознательного Всего (или Парабраман) восточных
оккультистов. Воды Жизни или Хаос – женское начало в символизме – есть
Пустота (для нашего умозрения), в которой заключены непроявленные Дух и
Материя. Это и было то, что заставило Демокрита утверждать после его
наставника Левкиппа, что первичными началами всего были атомы и
пустота, в смысле пространства, но не в смысле пустого пространства,
ибо, согласно перипатетикам и каждому древнему философу, «Природа
отвергает пустоту». Во
всех Космогониях «Вода» играет ту же значительную роль, она является
основою и источником материального существования. Ученые, принимая
слово вместо вещи, понимают под этим определенную комбинацию кислорода
и водорода, придавая, таким образом, специфический смысл термину,
употребляемому оккультистами в смысле родовом и имеющему в Космогонии
метафизическое и мистическое значение. Лед, так же как и пар, не вода,
хотя все три имеют, именно, тот же самый химический состав.
3.
ТЬМА ИЗЛУЧАЕТ СВЕТ, И СВЕТ РОНЯЕТ ОДИНОКИЙ ЛУЧ В ВОДЫ, В ГЛУБИНУ ЛОНА
МАТЕРИ. ЛУЧ ПРОНИЗЫВАЕТ ДЕВСТВЕННОЕ ЯЙЦО, ЛУЧ ПРОБУЖДАЕТ ТРЕПЕТ В
ВЕЧНОМ ЯЙЦЕ И ЗАРОНЯЕТ ЗАРОДЫШ[1], НЕ-ВЕЧНЫЙ, И ОН СГУЩАЕТСЯ В МИРОВОЕ ЯЙЦО. «Одинокий
Луч», падающий в «Глубину Лона Матери», может быть принят, как
означающий Божественную Мысль или Разум, оплодотворяющий Хаос. Но это
происходит на плане метафизической абстракции или, вернее, на плане, на
котором то, что мы называем метафизической абстракцией, является
реальностью. «Девственное Яйцо», будучи в одном смысле абстракцией всех
ova или мощью, развивающейся через оплодотворение, вечно и
всегда то же самое. И подобно тому, как оплодотворение яйца совершается
до его выпадения, так и не вечный, периодический Зародыш, становящийся
позднее в символизме Мировым Яйцом, содержит в себе, когда он возникает
из указанного символа, «Надежду и Мощь» всей Вселенной. Хотя идея per se,
конечно, есть абстракция, символический способ выражения, тем не менее,
она есть истинный символ, ибо она предпосылает мысль о Беспредельности,
как о бесконечном круге. Она являет перед умственным взором картину
Космоса, возникающего из и внутри безграничного Пространства,
Вселенную, такую же безбрежную в ее величии, если и не бесконечную в ее
объективном проявлении. Символ Яйца также выражает факт, преподаваемый
в Оккультизме, что первичная форма всего проявленного, от атома до
глобуса, от человека до ангела, сфероидальна; сфера у всех народов
является эмблемою вечности и беспредельности – змий, закусивший свой
хвост. Но, чтобы понять смысл, сфера должна быть представлена мысленно,
как бы видимая из ее центра. Поле зрения или мысли подобно сфере,
радиусы которой устремлены от мыслящего во все стороны и, простираясь в
пространство, скрывают беспредельные горизонты вокруг. Это есть
символический круг Паскаля и каббалистов – «центр которого везде, а
окружность нигде» – понятие, входящее в сложную идею этой эмблемы. «Мировое Яйцо» является, может быть, одним из наиболее обще-принятых символов, будучи одинаково высоко изобразительным,
как в духовном, так и в физиологическом и космологическом смысле.
Потому оно встречается в каждой Мировой Теогонии, где оно широко
ассоциируется с символом змия, последний всюду является, как в
философии, так и в религиозном символизме, эмблемою вечности,
бесконечности, возрождения и омолаживания, также и мудрости. Тайна
очевидного само-зарождения и эволюция посредством своей собственной
творческой мощи, повторяют в миниатюре, в яйце, процесс космической
эволюции – оба процесса совершаются благодаря теплу и влаге, под
приливом невидимого творческого духа – и вполне оправдывают выбор этого
изобразительного символа. «Девственное Яйцо» есть микрокосмический
символ макрокосмического прототипа «Девственной Матери» – Хаоса или
Предвечной Глуби. Творец Мужского Начала (под любым наименованием)
происходит от девственного Женского Начала, Беспорочного Корня,
оплодотворенного Лучом. Кто из сведущих в астрономии и естественных
науках не усмотрит этой изобразительности? Космос, как воспринимающая
Природа, есть оплодотворенное Яйцо, но остающееся непорочным; ибо раз
он рассматривается, как беспредельный, он не может иметь другого
изображения, нежели сфероидное. Золотое Яйцо было окружено семью
элементами, из которых «Четыре уже проявлены (эфир, огонь, воздух,
вода), три сокрыты». Это может быть найдено в утверждениях Вишну Пураны, где элементы переведены «оболочками» и добавлен один из сокрытых – Ахамкара[2]. Оригинальный текст не имеет Ахамкары; в нем упомянуты семь Элементов без подробного определения последних трех.
СТАНЦА III. – Продолжение.
6. КОРЕНЬ ЖИЗНИ БЫЛ В КАЖДОЙ КАПЛЕ ОКЕАНА БЕССМЕРТИЯ[1],
И ОКЕАН БЫЛ СВЕТОМ ЛУЧЕЗАРНЫМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ОГОНЬ, И ТЕПЛО, И ДВИЖЕНИЕ.
ТЬМА ИСЧЕЗЛА И БОЛЕЕ НЕ СУЩЕСТВОВАЛА; ОНА ИСЧЕЗЛА В СВОЕМ ЕСТЕСТВЕ, В
ТЕЛЕ ОГНЯ И ВОДЫ, ОТЦА И МАТЕРИ. Естество
Тьмы есть Абсолютный Свет, потому Тьма взята, как подходящее
аллегорическое представление состояния Вселенной во время Пралайи или
же периода Абсолютного Покоя или Не-Бытия, каким оно представляется
нашему предельному уму. «Огонь, Тепло и Движение», о которых здесь идет
речь, конечно, не есть огонь, тепло и движение физической науки, но
отвлеченные принципы, нумены или душа естества этих материальных
проявлений – «вещей в самих себе» – и, которые, по признанию
современной науки, совершенно ускользают от лабораторных инструментов,
и непостижимы даже уму, хотя едва ли и ум может избежать заключения,
что эти субстратумы вещей должны существовать. «Огонь и Вода или Отец и
Матерь» могут быть поняты, как означающие божественный Луч и Хаос.
«Хаос», получив от слияния с Духом сознание, сиял радостью, и так был
порожден Протогонос (первородный Свет), гласит фрагмент Гермеса.
Дамасций называет это «Dis», «Распределителем всех Вещей»[2]. Согласно
догмам Розенкрейцеров, как на сей раз правильно, хотя и частично,
объяснено непосвященными, «Свет и Тьма сами по себе тождественны, они
разделены лишь в человеческом уме»; и как говорит Роберт Флудд: «Тьма
восприняла Озарение, чтобы стать видимой»[3].
В положениях Восточного Оккультизма Тьма есть единая, истинная
действительность, основа и корень Света, без которой последний никогда
не мог бы проявиться, ни даже существовать.
Свет есть Материя, а Тьма – чистый Дух. Тьма, в ее коренном
метафизическом основании, есть субъективный и абсолютный Свет; тогда
как последний, во всей его кажущейся лучезарности и сиянии, есть только
масса теней, ибо он никогда не может быть вечным и есть лишь простая
Иллюзия или Майа. Даже в сбивающей с толку и досаждающей науке книге «Бытия»[4], Свет создан из Тьмы – и «Тьма была на Лике Бездны», а не обратно. «В Нем (во тьме) была жизнь; и жизнь была свет человеков[5]».
Придет день, когда глаза людей раскроются и тогда они лучше поймут,
нежели теперь, стих в Евангелии от Иоанна, гласящий: «И Свет во тьме
светит; и тьма не объяла его». Они увидят тогда, что слово «Тьма» не
применяется к духовному зрению человека, но, во истину, к Тьме,
Абсолюту, которая не знает (не может представить) преходящего Света,
хотя он и трансцендентален для человеческого глаза. «Demon est Deus inversus», Дьявол ныне именуется церковью «Тьмою», тогда как в Библии и в Книге Иова
он назван «Сыном Бога», яркой звездой раннего Утра, Люцифером.
Существует целая философия догматического искусства для объяснения
причины, почему первый Архангел, рожденный из бездны Хаоса, был назван Lux
(Люцифер), блистающим «Сыном Утра» или Зари Манвантары. Он был
преображен церковью в Люцифера или Сатану, потому что он выше и старше
Иеговы, и должен был быть принесен в жертву Новой Догме.
_____
b)
«Дракон Мудрости» есть Единый, «Эка» или Сака. Любопытно, что имя
Иеговы по еврейски тоже Единый, Ахад. «Его имя Ахад», говорят раввины.
Филологи должны бы решить, который из двух происходит из другого
лингвистически и символически; конечно, не санскритское. «Единый» и
«Дракон» выражения, употреблявшиеся древними в связи с соответствующими
им Логосами. Иегова – эзотерически Элохим – является также Змием или
Драконом, обольстившим Еву; Дракон также древний глиф Астрального Света
(Первозданного Начала), «который есть Мудрость Хаоса». Архаическая
философия, не признавая ни Добра, ни Зла, как основную или независимую
мощь, но исходя от Абсолютного Всего (Вечное Всемирное Совершенство),
усматривает и то и другое, на протяжении естественной эволюции к
чистому Свету, постепенно конденсирующимися в форму и, следовательно,
становящимися Материей или Злом. Ранние невежественные Отцы
Христианства унизили философскую и высоко научную идею этой эмблемы и
сделали из нее нелепый предрассудок, называемый «Дьяволом». Они
заимствовали это от позднейших последователей Зороастра, усматривавших
дьяволов или Зло в Дэвах индусов; и слово Зло стало в каждом языке,
благодаря двойной трансформации D'Evil (Diabolos. Diable, Diavolo, Teufel).
Но язычники всегда выказывали философское распознавание в своих
символах. Примитивный Змий символизировал Божественную Мудрость и
Совершенство и всегда означал психическое Возрождение и Бессмертие.
Потому Гермес называл Змия самым духовным из всех существ. И Моисей,
посвященный в Мудрость Гермеса, говорит то же самое в Книге Бытия:
Змий гностиков, с семью гласными над главою, был эмблемою Семи
Иерархий, Семеричных или Планетарных Создателей. Отсюда также Змий
индусов – Шеша или Ананта, Бесконечный, одно из имен Вишну и его первый
Вахана или Носитель над Предвечными Водами. Подобно Логосам и Иерархиям
Сил, эти змии должны быть, однако, отличаемы один от другого. Шеша или
Ананта, «Ложе Вишну», есть аллегорическая абстракция, символизирующая
бесконечное Время в Пространстве, которое содержит Зародыш и сбрасывает
периодически цветение этого Зародыша, проявленную Вселенную; тогда как Ophis гностиков заключает тот же тройной символизм в его семи гласных, как одногласный, трехгласный и семигласный Oeaohoo
архаической доктрины, т. е. Первый Непроявленный Логос, Второй
Проявленный Логос, Треугольник, конкретизующийся в Четыреугольник или
Тетраграмматон и Лучи последнего на материальном плане.
Тем
не менее, все они делали различие между добрым и злым Змием (Астральным
Светом каббалистов) – между первым, воплощением Божественной Мудрости в
области Духовного и последним – Злом, на плане Материи. Ибо Астральный
Свет или Эфир древних язычников – наименование Астральным Светом
совершенно современно – есть Дух-Материя. Исходя из чисто духовного
плана, он уплотняется по мере своего нисхождения, пока не становится Майей, Змием обольстителем и искусителем на нашем плане. Иисус принял змия, как синоним Мудрости, и это вошло в Его Учение: «Будьте мудры, как змии», говорит Он. «Вначале, прежде чем Матерь стала Отцом-Матерью, Огненный Дракон носился в одиночестве в Беспредельности»[6]. Айтарейа Брахмана
называет Землю Сарпараджни, «Царицей Змиев» и «Матерью всего, что
движется». Прежде чем наша сфера стала яйцеобразной (как и Вселенная),
«длинный хвост космической пыли (огненного тумана) двигался и извивался
подобно Змию в Пространстве». «Дух Бога, носящийся над Хаосом»
изображался каждым народом в образе Огненного Змия, выдыхающего огонь и
свет на предвечные Воды до тех пор, пока он не приведет космическую
материю в состояние инкубации и не придаст ей кольцеобразную форму
змия, закусившего свой хвост – что символизирует не только вечность и
бесконечность, но также шаровидную форму всех тел, образованных в
пределах Вселенной из этого огненного тумана. Вселенная, так же как и
Земля и Человек, подобно змию периодически сбрасывает старую кожу,
чтобы облечься в новую после известного периода отдыха. Конечно, змий
не более безобразный и анти-поэтический образ, нежели гусеница и
куколка, из которой вылетает бабочка, греческая эмблема Психеи,
человеческой души! У египтян Дракон был тоже символом Логоса, как и у
гностиков. В Книге Гермеса «Пэмандр» древнейший и наиболее духовный из
Логосов западного континента, появляется Гермесу в виде Огненного
Дракона из «Света, Огня и Пламени». Пэмандр, олицетворенная
«Божественная Мысль», говорит: «Свет – это Я; Я есмь Nous
(Разум или Ману); Я твой Бог, Я много древнее человеческого начала,
исходящего от тени (Тьмы или покрытого Божества); Я есмь зародыш мысли,
блистающее Слово, Сын Бога. Все, что так видит и слышит в тебе, есть
Глагол Учителя. Это – Мысль (Махат), которая есть Бог-Отец.[7]
Небесный Океан, Эфир... есть Дыхание Отца – животворящее Начало, Матерь
– Святой Дух... ибо они нераздельны и их слияние есть Жизнь.»
«Дыхание» всех «Семи» есть,
как говорится, Бхаскара – Светодатель, ибо они (планеты) все были
кометами и солнцами при своем зарождении. Они развиваются для
манвантарической жизни из Первичного Хаоса (ныне нумен нерастворимой
туманности) через собирание и накопление первичных дифференциаций
вечной Материи, согласно прекрасному выражению в Комментариях: «Так Сыны Света облеклись в ткань Тьмы».
Аллегорически они называются «Небесными Улитками», ибо бесплотные (для
нас) Разумы, невидимо обитающие в своих звездных и планетных жилищах, в
их вращении, носят их, так сказать, с собою, подобно улиткам. Доктрина
общего начала для всех небесных тел и планет была, как мы видим,
запечатлена архаическими астрономами еще до Кеплера, Ньютона, Лейбница,
Канта, Гершеля и Лапласа. Тепло (Дыхание), Притяжение и Отталкивание –
Три великих фактора Движения – суть условия, в которых все члены этой
первичной семьи рождаются, развиваются и умирают; чтобы вновь
возродиться после Ночи Брамы, в течение которой Вечная Материя
периодически возвращается в свое первичное недифференцированное
состояние. Самые разреженные газы не могут дать современному физику
представления о природе Вечной Материи. Сначала Центры Сил, невидимые
Искры или первичные Атомы, дифференцируются в молекулы и становятся
Солнцами – постепенно переходя в объективность – газообразными,
лучистыми, космическими и наконец, «единый Вихрь» (или Движение) дает
им импульс устремления к форме и начальное движение, регулируемое и
поддерживаемое никогда не отдыхающими «Дыханиями» – Дхиан-Коганами.
с)
Фохат, будучи одним из самых, если не самым важным фактором в
Эзотерической Космогонии, должен быть тщательно описан. Как в
древнейшей, греческой космогонии, сильно отличающейся от позднейшей
мифологии, Эрос является третьим лицом в Первоначальной Троице: Хаос,
Гэа, Эрос и отвечает каббалистической Троице – Эйн-Соф, Беспредельному
Всему (ибо хаос есть пространство от χαίνω, широко открывать, быть
пустым), Шекина и Ветхому Деньми или Святому Духу – так и Фохат одна
вещь в еще непроявленной Вселенной и другая в феноменальном и
Космическом Мире. В последнем он является той оккультной,
электрической, жизненной мощью, которая Волею Творца-Логоса объединяет
и собирает все формы, давая им первый импульс, который со временем
становится законом. Но в Непроявленной Вселенной Фохат не есть это, так
же как и Эрос, не есть позднейший, блистающий, крылатый Купидон или
Любовь. Фохат еще не имеет касания к Космосу, ибо Космос еще не рожден,
и Боги еще спят в Лоне «Отца-Матери». Он есть абстрактное, философское
представление. Он еще ничего не создает сам по себе; он просто
потенциальная творческая Мощь, посредством которой Нумен всех будущих
феноменов разделяется, так сказать, чтобы вновь объединиться в
мистическом, сверхчувственном действии, и устремить творческий Луч.
Когда «Божественный Сын» выявляется, Фохат становится устремляющей
силою; активною Мощью, которая вынуждает Единое стать Двумя и Тремя на
космическом плане проявления. Троичный Единый дифференцируется во
«Множества», и тогда Фохат превращается в ту силу, которая привлекает
основные атомы и заставляет их собираться и сочетаться. Мы находим
отзвук этого первоначального учения в ранней греческой мифологии. Эреб
и Нукс рождаются из Хаоса и под воздействием Эроса порождают, в свою
очередь, Эфир и Хемеру, свет Высших планов и свет низший, или же земной
области. Тьма порождает Свет. Сравните в Пуранах Волю или
«Желание» Брамы творить; и в финикийской космогонии Санхуниафона
Доктрину, что Желание – πόθος есть принцип творчества.
а)
«Матерь Милосердия и Знания» называется «Троичною» Гуань-Ши-Инь, потому
что в ее коррелятах, метафизических и космических, она есть «Матерь,
Жена и Дочь» Логоса, так же как в позднейших теологических переводах
она стала – «Отец, Сын и Святой Дух (женского начала)» – Шакти или
Энергия – Естеством этой Троицы. Так в Эзотеризме ведантистов
Дайвипракрити, Свет, проявленный через Ишвару-Логоса[1],
есть одновременно Матерь и также Дочь Логоса или Глагол Парабрамана.
Тогда как в Транс-Гималайских Учениях – в Иерархии их аллегорической и
метафизической Теогонии – это есть «Матерь» или абстрактная, идеальная
Материя, Мулапракрити, Корень Природы; с метафизической точки зрения
коррелят Ади-Будха, проявленный в Логосе-Авалокитешвара; и с чисто
оккультной и космической точки – Фохат, «Сын Сынов», двуначальная
энергия, исходящая от этого «Света Логоса», проявляющаяся на плане
объективной Вселенной как скрытое, так и проявленное Электричество –
которое есть Жизнь. Так говорит Т. Субба Роу: «Эволюция
зачинается мыслящей энергией Логоса... не только в силу возможностей,
заключенных в Мулапракрити. Этот Свет Логоса есть звено... между
объективной материей и субъективной мыслью Ишвары (или Логоса). В
некоторых буддийских книгах он называется – Фохат. Он есть единый
инструмент, которым работает Логос.»[2]. b)
«Гуань-Инь-Тянь» означает «Сладкозвучные Небеса Звука», Обитель
Гуань-Инь или «Божественного Гласа». Этот «Глас» есть синоним Глагола
или Слова, «Речи», как выражение Мысли. Так может быть найдена связь и
даже происхождение еврейской Бат-Кол, «Дочери Божественного Гласа» или
Глагола, или же муже-женственного Логоса, Небесного Человека», или
Адама Кадмона, являющегося одновременно и Сефирою. Последняя, конечно,
была предвосхищена в индусской Вак, богине Речи и Слова. Ибо Вак – дочь
и женственная половина, как это утверждается, Брамы, «рожденная богами»
– вместе с Гуань-Инь, с Изидою (также дочерью, женою и сестрою Озириса)
и с другими богинями является, так сказать, женственным Логосом,
богинею активных сил в Природе – Слово или Звук и Речь. Если
Гуань-Инь есть «Сладкозвучный Глас», то также точно и Вак
«Сладкозвучная корова», давшая питание и воду (женский принцип)...
которая, как Матерь-Природа, доставляет нам питание и поддержку». В
творческом созидании она объединяется с Праджапати. Она является
Мужским и Женским Началами ad libitum, так же как Ева и Адам.
Она же форма Адити – принципа выше Эфира – Акаши, синтеза всех сил
Природы. Таким образом Вак и Гуань-Инь, обе являются магическою мощью
Оккультного Звука в Природе и Эфира; «Глас», который вызывает Сянь-Чан,
иллюзорную форму Вселенной из Хаоса и Семь Начал (Элементов).
Философские системы гностиков и первых еврейских христиан, назареян и эбионитов, вполне обсуждены во втором томе того же труда[3].
В них встречаются воззрения на Иегову тех, которые придерживались в те
времена вне круга евреев, последователей Моисея. Иегова был
отождествлен всеми гностиками скорее со Злом, нежели с принципом Добра.
Для них он был Ильда-Баоф, «Сыном Тьмы», чья Матерь София Ашамот была
дочерью Софии, Божественной Мудрости – Святого Духа, Женского Начала
ранних христиан – Акаши; София Ашамот олицетворяла низший Астральный
Свет или Эфир. Астральный Свет относится к Акаше и Anima Mundi так же, как Сатана к Божеству. Они едины, но видимы в двух аспектах, духовном и психическом – сверхэфирный или связующее звено между материей и чистым духом – и физическим[4].
Ильда-Баоф – составное имя, составленное из Ильда דלי, ребенок и Баоф;
последний от עוהנ, яйца и תוהנ, хаоса, пустоты или опустошение; или
Ребенок, рожденный в яйце Хаоса, подобно Браме – или Иегове, есть
просто один из Элохимов или Семи Творящих Духов и один из низших
Сефиротов. Ильда-Баоф производит из себя семь других Богов, «Звездных
Духов» или Лунных Предков[5], ибо они все тождественны[6]. Все они по Образу Его
«Духи Лика» и отражения один другого, которые становятся темнее и более
материальными, по мере последовательного удаления от своего
родоначальника. Они также обитают семь областей, расположенных на
подобие лестницы, ибо ступени ее подымаются и опускаются по скале Духа
и Материи[7]. У язычников и христиан, у индусов и халдеев,
у греков, так же как и у римско-католиков – тексты слегка разнятся в
своих толкованиях – все они были Гениями семи планет и семи планетных
сфер нашей семеричной Цепи, в которой наша Земля является низшей. Это
ставит «Звездных» и «Лунных» Духов в связь с высшими планетными
Ангелами и с Саптарши, индусскими Семью Риши Звезд – как подчиненных
Ангелов и Вестников этих Риши, как их эманации по нисходящей скале.
Таковы были, по мнению философов-гностиков, Бог и Архангелы, почитаемые
теперь христианами! «Падшие Ангелы» и легенда о «Войне в Небе», таким
образом, чисто языческого происхождения и пришли из Индии путем Персии
и Халдеи. Единственное упоминание о них в христианском каноне
встречается в Откровении XII, как это приведено на предыдущих страницах.