ПЕИР т. 8. 1948-1950 гг. (МЦР), стр. 280. // №132. З.Г.Фосдик и Д.Фосдику. 1.11.1949
..Родные, сосредоточьтесь всеми силами духа на деятельности Вашей и не слишком тревожьтесь второстепенными вопросами – все уладится. Скажу только Вам – Армагеддон окончился поражением Врага. Новая Эра началась 17 октября, когда Враг был изгнан из нашей Солнечной системы. «Строительство новое начнется под Моими Лучами».Елена Рерих. У ПОРОГА НОВОГО МИРА М.: Международный Центр Рерихов, 2000
27 ноября 1949 г. Калимпонг
..Но радостно сознавать, что последний бой Сил Света с Иерофантом Зла окончился поражением последнего и удалением его из нашей Солнечной Системы.
Конечно, приспешники зла многочисленны и будут продолжать свои злые
действа, но они будут слабеть, не получая нового притока сил и поддержки
от своего темного владыки. На Земле после идущего очищения станет много
легче существовать. Твердыня Зла рушилась вместе с ее Хозяином. ..
Фильм в доступной для широкой аудитории форме приоткрывает грани
подвижнической жизни удивительной женщины - крупнейшего философа ХХ
века, ученого, путешественника, мыслителя с энциклопедической широтой
знаний, и в то же время. любящей жены и матери.
1957 г. 434. (Окт. 5). (О Матери Агни Йоги). День памятный отметим особо. Конечно, о Матери Огненной Йоги придется много сказать и многое осветить с совершенно иной, необычной, точки зрения. Думают, что Адепт Сокровенного Знания наделен сверхъестественным могуществом, что путь его устлан розами и творит он дела на Земле с помощью магического жезла. Но оставлена магия. А подвиг творится по формуле "Рукой и ногой человеческой"; и не розами, но терниями устлан путь жизни, и не песнопения и славословия, но тяжкий крестный путь был уделом Ее на Земле. Люди в невежестве думают, что открытые центры дают величайшие возможности и радость. Но думающие так забывают, что зажженные чакры, открытые воздействию тончайших энергий, также открыты для ядовитых эманации тверди земной, что все несовершенства окружающего мира явно и тяжко заставляют вибрировать центры, ибо ощущаемы яро. Ноша мира сего велика и, поистине, надо быть гигантом духа, чтобы не сломиться под тягостью этой непомерной ноши. И не только не склониться, но и сохранить радость, и устремление, и бодрость, и неувядаемую свежесть духа.
И многие к Ней приходили, и все приходящие получали огненные дары духа, зажигавшие тотчас же в сердцах их радость, надежду и устремление. Трудно передать словами эти огненные ощущения подъема и взлета духа, которые всегда сопровождали моменты общения с Матерью Огненной Йоги, выражалось ли оно письмом или посылкой огненной мысли далекой. Но общение с Нею всегда радость несло. Была Она духом непоколебимой, преданной яро Владыке, и эти же чувства явно сообщала Она к Ней приходящим за Светом. Открытые центры, принося способность погашения окружающего несовершенства и тьму поражая, Носительнице их давали мало счастья земного. Ибо быть под натиском тьмы тяжко, невыносимо тяжко утонченному сердцу. Жизнь Этого Великого Духа была постоянным распятием духа Ее на кресте материи. Предоставить себя на испытание пространственному огню, будучи в теле земном, в обычных условиях жизни есть подвиг величия несказуемого, всю тяжесть боли и страдания которого люди даже и представить себе не в состоянии. Как бы постоянная открытая рана сердца, подвергающаяся грубым касаниям жестоких и грубых условий Земли, как бы постоянное соприкосновение тканей открытых с ядовитыми и отравляющими эманациями земных сфер. И
Адепт, и человек обычный подвергаются одним и тем же атмосферным условиям. Удары одинаковой силы наносятся и грубому животному, человеку и утонченнейшему организму Тары. Каковы же страдания эти, если открытые центры остро и ясно воспринимают в себя все уявления жизни? Думают, что Щит Владыки охраняет от тлетворного дыхания жизни и от яда пространства, забывая, что огненное сердце вбирает в себя и испивает до дна чашу яда земного. Ноша мира сего велика, и Великие духи несут ее явно. Земная жизнь Матери Агни Йоги была долгой цепью почти не прерываемых и тяжких физических страданий и болей, ибо ассимиляция посылаемых Владыкой Лучей требовала приспособления всего организма. Приспособления длительного, острого и болезненного. В тисках недорослей последышей уходящей расы дух ее тяжко страдал. Но стойко, победно и твердо шла Она через жизнь, не жалуясь, не сетуя, не обременяя никого, но всем неся радость и бодрость и яро поддерживая каждую искорку света в сердцах к Ней обращающихся людей.
Работала много и яро, не покладая рук, насколько позволяли силы. Каждое слово Учения было воспринято Ею от Давшего его, каждое было записано Ее рукою, и благодаря Ей, только Ей человечество получило Великое Учение Жизни. Можно ли удивляться, что в Ней мир имеет высшее проявление духовности и достижений, возможных на Земле в условиях жизни обычных. Не было еще до Нее на Земле явления более высокого, ведь она была духом, завершающим свою эволюцию на этой планете. Ведь над Ней, выше Ее по ступеням Иерархической лестницы, Стоял лишь Сам Владыка. Эту теснейшую Близость к Учителю Света надо понять. Много их, самозваных и не весть кем утвержденных духовных авторитетов, но высот, достигнутых Матерью Агни Йоги, до сих пор на Земле еще никто из людей не достигал. И если в прошедших веках были великие духи выше Ее по ступеням восхождения, то ведь это были Владыки, все те же, все Семь же, Пришедших с Далекой Планеты, но в обликах разных и в разных одеждах. Она же всегда была близкой и около Них, Свет миру Несущих.
Почтим же своим углубленным пониманием Память Великой Души, Память Матери Огненной Йоги, Свет Нового Учения Жизни, единого в веках и старого как мир, нам, людям, на Землю принесшей. Невозможно полностью осветить Ее жизнь и всю глубину сокровенной работы космической в оболочках других, в Ней расчлененных и потому давших Ей доступ свободный в миры: астральный, тонкий и огненный.
Но и об этом оставлены Ею Записи огненные, которые бережно будут сохранены до срока, когда им придет время стать достоянием ищущих Света.
1958 г. 401. Возлюбленная дочерь Моя, носительница и исполнительница Моих Поручений, вам провозвестницей будет Света грядущей Эпохи на века и века. Ибо со Мною Она, со Мною была, есть и будет, а так как Я с вами всегда, во все дни и до скончания века, то и Она светочем будет для тех, кто к Ней устремится. Значение трудов Ее на Земле велико: и при жизни в теле, и ныне, в теле ином.
Не понимают люди миссии Духов Великих, полагая, что со смертью кончается все, но ведь умирает лишь тело, дух же, накопивший, остается во всеоружии, со всеми своими накоплениями, свободным в проявлении энергий своих. Перенесение Бытия в мысль позволит тонкую активность Матери Огненной Йоги осознать напряженно и к Ней приобщиться. Почему считаете, что кончено что-то и кто-то ушел, когда переход этот – лишь только ступень к напряженной активности новой, но в Сферах Незримых.
Вам, оставшимся близкими Ей, чтящим память Ее, вам Поручаю невежественное и косное представление о смерти взорвать и, будучи с Нею в Общении близком и явном, свидетельствовать людям о том, что Возлюбленная дочерь Моя светом немеркнущим будет для всех, чье сознание к Ней устремится. Свидетельствую об этом Сам и Светом Лучей Ее для вас Утверждаю. Каждое слово Учения Живой Этики прошло через ее сознание и записано Ее рукою. Учение Нами Дано, но в мир принесено и передано Ею. Ошибка вся в том, что в сознании людей смерть сильнее жизни, а не наоборот. Почитая Матерь умершей, ставят преграду между Ней и собою и лишают себя Общения огненного.
Матерь живой почитайте и около вас, если сознание ваше устремляется к Ней. И дни памятные, Ей посвященные, считайте узлами усиления передачи Света Ее Лучей, к вам направляемых магнитно Ее волей. Входите уже и вошли в Свет заповеданного будущего, и осознание Близости Матери много поможет вам в этом сияющем будущем занять достойное место, чтобы силы свои приложить к осуществлению Великого Плана.
Ведь
организм Е.П.Блаватской был совершенно исключительный, и все же и он
мало соответствовал высоте духа, в нем воплощенного, отсюда и ее
болезни, и временами некоторое неравновесие, которое невежды и враги ее
старались всячески раздуть для умаления этой большой души. Несомненно,
Е.П.Блаватская именно тысячелетия работала с Силами Света и всегда
находилась под Их Лучом, и именно она должна была принести «Тайную
Доктрину» и дать новый сдвиг сознанию человечества. Многие века работала
она в этом направлении, и по праву настал ее черед принять «чашу».
Письма Е.И.Рерих т. 7. 1940-1947 гг. (МЦР), стр. 010
12 августа - день рождения Е.П.Блаватской
Есть
люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия
служения Общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но
благодаря им ускоряется эволюция человечества.Такой
была миссия Елены Петровны Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор,
когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой
соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг её
жизни.
Елена
Петровна с детства имела Высокого Покровителя. Он являлся ей в
сновидениях, она знала и любила эти зовущие куда-то глаза. В детские
годы в момент опасности для жизни появлялась невидимая помощь. Она
чувствовала предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет
при встрече с Учителем. Для этого она оставила родной дом, неожиданно
меняла места жительства, что не даёт возможности проследить внутренний
смысл жизни этого периода: о её жизни в эти.годы известно как о цепи
путешествий.Первая
встреча её с Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Через всю жизнь
Елена Петровна пронесла преданность своемуУчителю. Тайна, окутывающая
эту сторону её жизни, понятна тому, кто знаком с философией Востока и
Теософией.
Скептические
западные умы с большим трудом воспринимают существование в
малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм),
помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое. В 1886 г.,
подтверждая публикации Е. П. Блаватской, семьдесят пандитов (учёных,
знатоков древних религиозных учений Индии): подписали заявление, в
котором утверждали существовование Махатм.
Чтобы
стать принятым учеником Великих Учителей, требуются большой труд не
одной жизни, испытания и переполняющая сердце любовь к людям. Только эти
условия позволяют получить груз знаний, крупицами которых, «крохами со
стола», пользуются маги и экстрасенсы, удивляющие нас своими феноменами.
Этими знаниями творил свои чудеса и исцеления Иисус Христос. Но тот,
кто может оживить, тот может и убить. Поэтому только всеобъемлющая
космическая любовь, которая дала силы умирающему на кресте Иисусу Христу
просить за распявших его: «Господи, прости их, они не ведают, что
творят», позволяет овладеть ими. Вот почему такие преграды стоят на пути
к этим космическим знаниям.
Переездом
в Америку в 1873 г. начался третий период жизни Е. П. Блаватской -
период творчества (1873-1878 гг. - Америка, 1878-1884 гг. - Индия и
1884-1891 гг. - Европа).Седьмого
сентября 1875 года состоялось открытие Теософического Общества. Это
произошло в квартире Е. П. Блаватской, где собралось 17 человек,
председателем его стал полковник Г. Олькотт - преданный сотрудник Елены
Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с
корреспондентами». Впоследствии Общество было переведено в Индию, где
продолжает функционировать по настоящее время, став Всемирным
Теософическим обществом, имеющим филиалы во всём мире.
В
Америке Елена Петровна пишет, вернее, записывает своё первое
капитальное произведение «Разоблачённая Изида» в 2 частях, около
полутора тысяч страниц. Начата книга в 1876 году, издана - в 1877 году.
Уровень знаний, представленный в произведениях Елены Петровны, носил
всеобъемлющий характер, которого она не имела, несмотря на свою высокую
образованность. Очевидцы отмечали в её записях, иногда на одной
странице, четыре разных почерка и стиля изложения. Сведения получались
ею от Учителей; реже общение носило физический характер, чаще связи были
письменные, ясновидяще-психические, астральные. Общение Елены Петровны с
Великими Учителями достигало отчётливости и непрерывности, представляло
собой нечто подобное беспроволочному телеграфу.
Сущностью
сведений, даваемых человечеству через Е. П. Блаватскую в «Разоблачённой
Изиде», а затем и в продолжающей её « Тайной Доктрине», является
откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и
Человека (микрокосма), о вечности и периодичности Бытия, об основных
Космических Законах, которыми живёт Вселенная. Изида символизирует собой
Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова
(разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, и
дано было свыше через Е. П. Блаватскую для ускорения продвижения
человечества по пути эволюции. «Тайная
Доктрина» - труд в 3 томах, около тысячи страниц в каждом; писала его
Елена Петровна с 1884 по 1891 г. Первый том приоткрывает нам часть
загадок о сотворении Космоса, второй об эволюции человека, третий об
истории религий; он был отредактирован и издан её учениками.
Оглядываясь
на прошлое человечества, можно проследить закономерность неприятия
открытий и откровений, опережающих свой век. Труды Елены Петровны
встретили одинаковое сопротивление как Церквей, священные книги которых
полны откровений, расшифрованных в «Тайной Доктрине», так и
ортодоксальной науки. Первым и самым мощным оружием сил регресса
является клевета, направленная на автора, что дискредитирует и его
творения. В Учении Живой Этики говорится: «...Пусть факелы клеветы
освещают путь неуклонного подвига. Называя наших послов шарлатанами,
люди выдают им свидетельства необычности».
«Факелы
клеветы» очень ярко освещали путь Е. П. Блаватской - клеветники и
невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных
писем, предательство облагодетельствованных ею людей - всё пришлось
перенести этой «женщине-мученице», как она названа в Учении Живой Этики.
После переезда в Индию
Елена Петровна вела большую работу, стараясь возбудить у местных жителей
интерес к мудрости древнеиндусских верований, поднять дух народа
воспоминанием о его былой славе.
В 1879 г. был основан журнал «Теософист», в котором публиковались выдающиеся работы Блаватской, написанные при помощи Учителей. Влажный
климат Бомбея, а затем и Адьяра, где было приобретено поместье для
Общества, оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей
пришлось окончательно переехать в Европу. Во время нескольких кризисных
состояний здоровья Еленой Петровной описаны случаи чудесной помощи,
исцелений, которые приходили от Учителя.
По
приезде в Европу Елена Петровна избрала местом жительства тихий
Вюрцбург, потом Остенд, а с 1888 до 1891 г. она жила в Лондоне. Жизнь её
после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной
Доктриной», которую она считала делом своей жизни. Пять
лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий,
мученичеством, но. несмотря на это, работала она по 12 часов в сутки, не
давая себе отдыха среди дня, А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были и литераторы, и ученые.
8 мая 1891 года Е.П.Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом, - как истинный
... Читать дальше »
Неизвестный
архив невероятного финна. Впервые исследователей из России пригласили в
финский город Хяменлинна для знакомства с наследием выдающегося
финского художника, архитектора и мыслителя, а также одного из первых
советских актеров и мультипликаторов - Ахола Вало. Вместе с учёными в
уникальном хранилище побывал и Алексей Олиферук.
11:44 04.08.10 Художник толстовского типа Алексантери Ахола-Вало
В этом году
исполнилось 110 лет со дня рождения Алексантери Ахола-Вало,
удивительного, но почти забытого в нашей стране художника и мыслителя.
Сын финского трубочиста, он вырос в революционном Петербурге, вступил в
Красную армию, а затем увлекся авангардным искусством, психоанализом и
даже создал собственную теорию по усовершенствованию человека -
эвохомологию. Работал в Витебске, Минске и Москве. В 1933, спасаясь от
репрессий, он уехал в Финляндию. Именно там, в фонде Ахола-Вало, сейчас
хранится его наследие, в том числе уникальные дневники, которые художник
вел почти 90 лет. Рассказывают «Новости культуры».
Архив Ахола-Вало в провинциальном финском городе Хяменлинна - это одно
большое помещение в здании, похожем на склад, полностью заполненное
документами, папками, книгами и коробками, часто без всяких
опознавательных надписей. Вход только для специалистов, предварительно
составивших обращение к директору фонда Ристо Суванто. Незадолго до
смерти в 1997 году Ахола-Вало завещал сохранить свой архив в одном месте
в неделимом состоянии. Русские исследователи там впервые. Прежде всего,
поражает объем собрания: тысячи графических листов, архитектурные
проекты, личная переписка, футуристическая живопись и фотоархив. С семи
лет Алексантери Ахола, избравший псевдоним Вало, что означает «свет»,
вел дневники. В этих тетрадях нашли отражения события в дореволюционной
Вырице и Петрограде, опыт службы на фронтах Гражданской войны. Среди
первых находок - жесткое фото с жертвами похода на Варшаву и письмо к
Надежде Крупской, из которого следует, что художник получил работу в
Москве благодаря протекции супруги вождя.
«Все время какие-то противоречивые
чувства - не барон ли это Мюнхаузен? На наш взгляд, совершенно
невероятные», - признается Анна Крутикова, ведущий специалист ассоциации
сотрудничества со странами Северной Европы «Норден».
Художник, скульптор, архитектор, автор
педагогической системы и философ. Пытаясь реализовать лучший жизненный
план, художник фиксировал практически все повседневные события. Также он
выступил в неожиданном для себя амплуа – создателя посмертной маски.
О художественных достоинствах
произведений Вало можно спорить, но очевидно другое - в графике мастера
нашли отражение наиболее заметные события 20-40-х годов. Работы в
стилистике красной антиклирикальной пропаганды, антивоенный и
антифашистский цикл. Каким-то чудом Вало, бежавший в Финляндию от
репрессий в 1933 году, сумел вывезти свой фантастический по объему
архив. Факт, заставивший финнов подозревать художника в связях с НКВД.
Племянница художника Ритва Ахола
говорит: «Мне очень грустно, что люди думают так. От имени родственников
Вало я могу сказать, что в первую очередь он был художником, человеком
мира. В 30-е годы его знала вся интеллектуальная элита Финляндии, но,
учитывая его красное прошлое, ему, конечно, не доверяли».
Вало воспитала русская культура,
основной энергетический заряд художник получил на пике революции. В
Белоруссии он реализовал свой самый фантастический замысел - павильон
человеческих страданий. Здание со множеством скульптурных композиций
было разрушено в первые дни оккупации Минска.
Председатель фонда Ахола-Вало Ристо
Суванто рассказывает: «У Ахола-Вало была своя миссия, он переживал за
все людские страдания и искал человеческое в человеке. На самом деле это
был художник толстовского типа».
За год до смерти Вало реализовывал свой
очередной фантастический
... Читать дальше »
Борис
Николаевич Абрамов родился в России 2 августа 1897 года. В юношеские
годы склонность к военному делу привела его во флот, и он стал военным
моряком. В 1917 году над Россией пронесся ураган революции, и Борис
Николаевич вместе со многими русскими оказался за пределами Родины.
Страшный груз ложится на плечи тех, кто оказывается за границей в такой
ситуации. «Зов Родины» – явление реально существующее, хотя оно и не
измеряется нашими земными мерами и трудно понимается не испытавшими
этого чувства.
Оказавшись
за границей, он не потерял веры в Родину и не изменил ей, соблазны
Запада не прельщали его. Он оставался не только по крови, но и по духу
русским. Он не стремился к обогащению, его потребности в материальных
благах были очень скромными. Б.Н.Абрамов был человеком высокой культуры,
всесторонне образованным: разбирался в технике, работал в химической
лаборатории, хорошо знал музыку и литературу, сам играл на фортепиано и
писал стихи. Его постоянно влекло к познанию назначения человека и его
места и роли в мироздании. На путях духовных поисков Борис Николаевич
знакомился с различными философско-религиозными системами. Ему были
близки Учения Христа, Будды, Платона, Конфуция, Зороастра. Так
закладывались основы его мировоззрения, которое окончательно
сформировалось после встречи с Н.К.Рерихом.
В
1934 году Н.К.Рерих во время путешествия по Китаю приехал в Харбин.
Русское население города с уважением встретило своего земляка,
известного уже в те годы как выдающегося художника, путешественника,
ученого. За границей было известно также и философское мировоззрение
Николая Константиновича. Естественно, что к нему устремились люди,
жившие духовными интересами. Из многих приходивших к нему харбинцев
Николай Константинович выбрал людей, духовно наиболее готовых к
сотрудничеству с ним, которые составили небольшую группу учеников,
признавших Н.К.Рериха своим земным Учителем – Гуру. В их число вошел и
Борис Николаевич Абрамов. Из всей группы учеников Николай Константинович
выделил двух и вручил им привезенные из Гималаев кольца ученичества,
как знак особого доверия и духовной близости. Этими избранными были
Б.Н.Абрамов и А.П.Хейдок.
С
этого времени началась новая страница в жизни Б.Н.Абрамова. Николай
Константинович позвал его к истокам Живой Этики, припав к которым, он
жадно впитывал священные знания. Долгие годы поиска смысла жизни привели
наконец к ответу на этот вопрос. Можно сказать, что этой группе людей
(учеников) была предоставлена уникальная возможность, их приобщил к
Мудрости Жизни сам Н.К.Рерих – величайшая духовная личность XX века. Они
имели счастье частых встреч с Николаем Константиновичем, пока тот
находился в Харбине. Он проводил с ними занятия, во время которых
закладывались основы будущего сотрудничества, им передавался опыт
богатый, опыт служения эволюции и Общему Благу.
С
отъездом Н.К.Рериха в Индию установленный контакт не прерывался, шла
переписка. Вспоминая о встречах с Николаем Константиновичем, Абрамов
говорил, что Гуру четко формулировал вопрос об Иерархии Света и значении
Ее, как основного закона Мироздания. Удивительная
духовная культура, свойственная Н.К.Рериху, во многом передалась
Б.Н.Абрамову и стала его жизненным кредо. Он был внешне простым и
скромным, и множество людей, проходивших мимо, а зачастую и
соприкасавшихся с ним, даже не подозревало о том, что составляло его
суть: огненную устремленность и несгибаемую преданность Духовному
Учителю. Вероятно, понадобилось не одно воплощение, чтобы утвердить в
своем сердце такой мощный энергетический потенциал. Жизнь его можно
назвать подвигом служения эволюции. Не было громких слов, эффектных
свершений, не было провозвестий. Путь Б.Н.Абрамова был наполнен многими
трудностями – так было за границей, так было и здесь, на Родине (он
приехал в СССР в 1959 году). Были моменты в его жизни, когда препятствия
выстраивались перед ним стеной, и физическое зрение не просматривало
никаких возможностей, и только сердце знало, сердце помнило слова
Учителя: «И это переживи». Что помогало ему в эти минуты? Устремленность
и преданность своему Духовному Учителю. Помощь приходила в последний
момент. Тучи расступались, и вновь светило солнце. Б.Н.Абрамов, как
человек, имел и определенные свойства, присущие всем нам, людям.
Е.И.Рерих в свое время указывала ему на это, и нужно сказать, что он
принимал эти советы и неукоснительно следовал им.
Еще
в 40-е годы Борис Николаевич стал мысленно воспринимать сначала
отдельные слова, а затем и целые фразы, приходящие ему из пространства.
Новые явления в его жизни были неожиданны, вызывали у него вопросы. При
этом у него не возникало чувства гордости и величия. Здесь, безусловно,
проявилась та духовная культура, которой щедро делился с ним его Гуру. Б.Н.Абрамов
в письме Н.К.Рериху о новом и неожиданном опыте в своей жизни
спрашивал, как расценить это явление и как к нему относиться. Ответ
пришел быстро, но не от Николая Константиновича, а от Елены Ивановны,
которая обращалась к нему с просьбой прислать образцы полученных
записей. После получения их Елена Ивановна написала ему вновь,
подтвердив их Высокий Источник, выразила свою радость за него и
советовала продолжать работу. Борис Николаевич выполнил этот Совет и до
конца своих земных дней продолжал почти ежедневно вести записи
поступающей Информации. Конечно, необходима была полная мобилизация не
только физических, но и духовных сил. Информация, как правило, приходила
ночью, ее нужно было сразу же перенести на бумагу, так как плотная
физическая оболочка не в состоянии долго удерживать в памяти тонкие
Касания Высших Сфер. Такую колоссальную нагрузку из ночи в ночь
десятилетиями трудно представить. Этот процесс можно назвать подвигом.
Что двигало человеком, когда он выполнял этот титанический труд? Не было
принуждения, не было славословий и хвалебных гимнов в его честь, он не
выходил на трибуны и не пожинал бурю аплодисментов. Он прошел скромно по
жизни, не замеченный многими.
Пришло
время, и многолетний труд Б.Н.Абрамова становится доступным читателю.
Так свет далекой звезды доходит до нас, когда уже нет физического тела
этой звезды, и заставляет нас поднять голову вверх, и неожиданный трепет
наполняет наше сердце. В настоящую книгу вошли записи, сделанные
Борисом Николаевичем в 1960 г. Содержание их помогает раскрыть новые
грани Агни Йоги, лучше понять и освоить Мудрость, изложенную в книгах
Живой Этики, так как даны они из Единого Высокого Источника. Б.Н.Абрамов
получал Информацию от Великого Учителя, а после ухода Николая
Константиновича и Елены Ивановны Рерих с земного плана воспринимал также
их сообщения, что отмечено в начале соответствующих записей словами
«Гуру» и «М. А. Й.» (Матерь Агни Йоги). При подготовке рукописи к
изданию были сохранены особенности стиля и форма изложения записей, что,
несомненно, поможет читателю почувствовать глубину и значение этих
знаний, пришедших к нам благодаря подвижническому труду Бориса
Николаевича Абрамова.
Праздник Первого Мая можно рассматривать как день мысленного объединения всех сторонников Нового Мира – в этом его смысл. Чем объединение глубже, чем больше и искреннее подъем, чем больше сознаний вливается в этот процесс, тем ближе полная и окончательная победа Нового Мира. Надо лишь, чтобы сердце принимало действительное участие в празднестве этом, ибо без сердца объединение будет мертво.
Значение праздников новых – именно в объединении людей в один мощный коллектив Нового человечества.
27 января исполняется 110 лет Александру Ахола–Вало (Алексантери
Ахола). Возможно, кто–то и возразит: ну какой он нам соотечественник?!
Финн — по происхождению, швед — по последнему месту жительства... Однако
сам Алексантери Ахола–Вало неоднократно заявлял: «Я лiчу сябе
беларусам! Называйце мяне Аляксандрам Пятровiчам».
На
витебском вокзале
С финским писателем и
журналистом Петери
Ахола (1875 — 1919) я встретился, конечно, заочно, гораздо раньше, чем с
его сыном — известным художником и мыслителем, философом. Произошло это
в 1982 году во время командировки в Лондон.
Просматривая
прессу, в одном из американских белорусскоязычных изданий я неожиданно
наткнулся на сентиментальные воспоминания этого Петери Ахола. Будучи во
время Первой мировой войны солдатом (Финляндия тогда входила в состав
Российской империи), в 1915 году он оказался на витебском вокзале,
переполненном голодными беженцами, и, проводя там бессонную ночь на
скамейке, долго раздумывал о «ненужности войны» — «мельницы погибели
людей и добрых достижений человечества».
В
Витебске финский
писатель сочинил стихотворение, посвященное женщине, попросившей
подержать младенца, пока она на дальней скамейке кормила старших. «Сидел
я здесь посреди людей одинаковой судьбы, ощущая бесконечную радость от
принадлежности к ним. Забыл, что я из далекой северной Финляндии — из
простуженной страны, будто бы я уже здесь давно принадлежу к этой семье
обездоленных обидой горемык». А когда женщина вернулась и поблагодарила
его «на сваёй мове», которая «напоминала русскую», Петери Ахола сказал
ей: пусть ребенок побудет у него на руках, ибо все люди — одна семья. И
незнакомка уснула, положив ему голову на колено, рядом с ребенком.
Потом, в поезде на Оршу, Петери Ахола долго говорил с той женщиной о
«ненужности войны для простых людей». И ощутил «внутреннее спокойствие и
веру в будущее».
По следам отца?
Растроганный
незамысловатым сюжетом, я сделал тогда выписки и, возвратясь, передал
их Владимиру Короткевичу — как начало для романтической повести (ведь
поезд шел в его родную Оршу). Вскоре писателя не стало, и сюжет повис в
воздухе. Неожиданное развитие он получил только лет через восемь, во
время моей поездки в США на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Тогда в
одном из журналов мне снова встретилась фамилия Ахола, причем в
контексте настоящего времени! Но ведь он же умер еще в 1919 году!
Оказалось, речь шла о его сыне Алексантери (Александре), человеке тоже
весьма интересном, личности знаковой, культовой для Финляндии и Швеции. В
1920–е годы он был очень популярным в Белоруссии, в Витебске и Минске,
художником, иллюстратором книг наших классиков.
Меня
все это
очень заинтересовало, и я стал разыскивать адрес Алексантери Ахола.
«Прибалтийский
лебедь»
Однако переписка с Алексантери
Ахола–Вало (Ахола —
по–фински «поляна», Вало — псевдоним, в переводе с финского — «луч», а
вместе получается нечто вроде «луч на поляне») завязалась только года
через три. Письма писал по–белорусски.
В мае
1995 года
Ахола–Вало, «Прибалтийский лебедь», как звали художника на его родине,
приехал в Минск на II Международный конгресс белорусистов. Его доклад
сопровождался бурными аплодисментами. А потом начались встречи — в
Национальном художественном музее Беларуси, Национальном театре имени
Янки Купалы, Белорусской академии искусств, других учебных заведениях.
Особенно торжественно встречали Ахола–Вало в Витебске. И везде гость
вспоминал, как в городе над Двиной делал первые шаги в искусстве. Здесь
его учителями стали Малевич, Шагал, Юдовин, Пэн, коллегами — Азгур,
Гусев. С 1921 года А.Ахола начал посылать свои гравюры и портреты в
местные, а потом и минские газеты и журналы: «Работнiца i сялянка»,
«Пiянер Беларусi», «Малады араты» и «Беларуская вёска». А «Савецкая
Беларусь» на восьмую годовщину Октября поместила его «космический»
рисунок — яркий образец советского авангардизма.
Художник
В Минск
Александр Ахола переехал где–то около 1925 года, уже зрелым мастером,
обладавшим отчетливым индивидуальным творческим почерком. Для него
характерны обобщенность, гротеск. Вот белорусская деревенская хата,
доведенная, как и ее жители, до крайней бедности военными событиями и
послевоенной разрухой. Вот та же бедность, но уже внутри хаты; виновник
здесь определен более конкретно: беспробудное пьянство. А вот карикатура
на коррупцию 1920–х годов: крестьяне пришли с кошелками решить какую–то
свою проблему, а на них хитренько посматривает чиновник, усевшийся под
портретом Ленина (белорусский по происхождению художник вряд ли
осмелился бы тогда на такую аллегорию).
В
Минске Ахола все
чаще обращается к белорусской национальной тематике. И делает это
удачно, о чем свидетельствуют его иллюстрации к произведениям
белорусских писателей. Он оформил второе издание «Новай зямлi» Якуба
Коласа, «Хвоi гавораць» Кузьмы Чорного, «Ветры буйныя» Павлюка Труса,
«Угрунь» Андрея Александровича и другие книги, альманахи, брошюры. В
Минске состоялась его первая персональная выставка. А в 1930 году он
оформил целый павильон на Первой сельскохозяйственной выставке.
Общаясь
с людьми, оформляя книги, Ахола–Вало настолько овладел белорусским
языком, что начал на нем писать художественные произведения.
Философ
Как
и многие его современники, Ахола–Вало разделял идеи мировой революции,
своеобразной предшественницы нынешней глобализации. Судя по всему, он
стал атеистом. Но художника тревожили проблемы духовности, нравов. Он
пытался совместить идеи социализма с нравственным усовершенствованием
человека и для наглядности создал соответствующую систему символов. Со
временем новое учение приобрело системность, получило от своего
создателя название «Эвахамология» и немало последователей. Целью его
объявлялись создание и распространение высоконравственного знания,
ответственного за «качество человека», за то, что, в
конце концов, действительно «воспрянет род людской». Практически новое
учение проявлялось в борьбе за фактическое равенство женщин, улучшение
социального положения всего общества, в стремлении целиком передоверить
воспитание детей круглосуточным садикам, школам, лагерям, глубже
усваивать и использовать естественнонаучные и технические знания. Идеи
Ахола–Вало заинтересовали Надежду Крупскую, которая тогда курировала
Московский научно–исследовательский институт матери и ребенка. Поэтому
художник переезжает в советскую столицу, бросает графическое творчество и
целиком отдается практическому осуществлению своих теоретических
положений.
Однако психоаналитические опыты
«белорусского
финна» некоторым московским деятелям показались странными и даже
подозрительными. Над художником начали сгущаться репрессивные тучи. И
он, по совету друзей, спешно, вместе с
женой и двумя дочерьми, родившимися в Минске, засобирался на родину.
Вернувшись в Финляндию, поселился в городе Хяменлинне, к северо–западу
от Хельсинки, однако и там от своих «социально–психологических» опытов
не отказался, о чем свидетельствует картина «Мать сапожника», первые
эскизы которой Ахола сделал еще в Витебске. Сюжет ее внешне традиционен:
женщина–мать держит на руках дитя. «Цветовая гамма произведения нежная,
состоит из мозаических лучей теплых
... Читать дальше »
Художественно-публицистический канал «Ветер в окно»
К 110-летию со дня рождения русско - белорусско-финского философа,
педагога, художника Александра Ахола - Вало. Рассказывают о
просветителе, ровеснике 20 века историк, краевед Андрей Барановский,
архивариус «Фонда Ахола-Вало» Елена Катинская, представитель Ассоциации
«Норден» Анна Крутикова.
Сегодня это может прозвучать как фантастика: живущий
в 1925 году
в Минске художник рисует гравюру «Октябрь в космосе».
Читатели, взявшие в руки газету «Савецкая Беларусь» за 7
октября, увидели на первой странице настоящее чудо: композицию
из земного шара и шестерни, которая крутится вокруг него! И звали
живописца — Алексантери Ахола. Много лет спустя, в 1963-м, автор лично
подарил в Швеции эту гравюру первому космонавту Юрию Гагарину. Сейчас
она находится в Музее космонавтики в Москве.
О судьбе загадочного мастера кисти мы беседуем с искусствоведом
Национального художественного музея Людмилой Наливайко.
— Людмила Дмитриевна,
так откуда взялся в наших краях«горячий финский парень»?
— О, это настоящая легенда, как он появился
в Беларуси! Ахола,
что в переводе с финского значит«поляна», работал трубочистом
в Петрограде. Но это был непростой трубочист. Он посещал собрания
революционеров, видел Ленина, учился изобразительному искусству, слушал
лекции западных психоаналитиков и философов в клубе«Маяк».
Проникшись идеями революции, сознательный рабочий вступил в Красную
армию. В 1920 году, как известно, части ее двинулись на Запад
во имя распространения мировой революции. Шли под лозунгом«Даешь
Варшаву!». Путь некоторых из них лежал через Витебск, Гродно, Лиду,
Белосток. Но всемирной революции, как мы теперь знаем, не получилось.
Варшава тоже устояла… К счастью, двадцатилетнему Алексантери повезло:
он уцелел в этом походе, правда, пришлось лечиться в витебском
госпитале.
— И после этого он остался
в Беларуси?
— Да, после госпиталя Алексантери предпочел
Петрограду Витебск.
Он был покорен авангардным искусством местных художников. Наиболее
сильное влияние на него оказал супрематизм Казимира Малевича. Здесь
он активно участвует в художественной жизни: бывает в мастерской Ю.
Пэна, С. Юдовина, слушает лекции теоретика авангарда В. Ермолаевой,
вместе с другими художниками занимается оформлением города
к революционным праздникам. Происходят важные события и в личной жизни:
Ахола женится на Елене Никанович-Яцевич, дочке епископа витебской
униатской церкви.
— Говорят, Шагал назвал Витебск
того времени«Мой
маленький Париж». Столько гениев собралось в одном месте и в одно
время!..
— Ахола тоже вспоминал Витебск добрым словом:«В
этот период моей жизни окончательно сформировались мысли,
как человечество может избавиться неправильного порядка жизни и вредных
обязательств, что идут от хронического варварства и слепого
материализма. Я убедился, что надо создать ответственную науку
про качество человека, от которой на самом деле „воспрянет род людской".
Именно в Витебске я проводил первые эксперименты самообразования,
а в 1931-м уже серьезно углубился в рационализаторскую педагогику».
— И он придумал…
— Эвохомологию — идею по усовершенствованию
человека. Разработал
специальные знаки-символы для фиксирования и вычисления«индекса»
жизни каждого человека: учеба, восприятие, отдача и т.д.
Над ней Александр Петрович работал всю жизнь. Таких идей в 1920-е годы
было много, их называли программами духовного большевизма. Все они были
в духе популярного в то время лозунга:«Кухарка должна
учиться руководить государством». К слову, будучи уже в Москве,
в 1930-1933 годах в Институте матери и ребенка он создавал проекты
школ-интернатов, семейных домов. Был знаком с Надеждой Крупской,
Максимом Горьким и другими сторонниками теорий о человеке нового
времени.
— Но и Минск стал в жизни художника
важной вехой
биографии?
— Минский период(1923-1930)
включает учебу экстерном
в Одесском художест-венном институте, участие в работе белорусских,
украинских, московских издательств. В 1925 году к своей фамилии
он добавляет псевдоним«Вало»(по-белорусски«Прамень»). А в 1927-м по его инициативе создается
творческое сообщество художников под названием«Прамень»(«Луч») , в задачи которого входило
формирование новой революционной среды агитационными средствами —
скульптурой, украшениями, лозунгами. Ахола-Вало становится заметной
фигурой в среде художников-графиков, оформителей и иллюстраторов.
На его счету — художественное оформление более тридцати изданий
Белгосиздата, брошюр, журналов и газет. Он иллюстрирует второе издание«Новай зямлi» Я. Коласа, книги А. Громыки, А.
Александровича, П. Труса, А. Вольного и других. Призыв начинать
перестройку общества с себя художник воплощает в гравюрах«Танец»,«Утренняя гимнастика»,«Мятеж»(«К солнцу») ,«Вечер в деревне»(находятся«Танец», на которой
изображены артисты Гаев и Жданова во время исполнения танца,
демонстрировалась в Париже на международной выставке белорусского
искусства 1927 года. Ахола рисует и портреты: краеведа Н. Касперовича,
историка В. Игнатовского, партийного лидера А. Балицкого и других.
Он создает рисунки для Белгосфильма. А в 1930 году проектирует павильон
МОПР для Первой сельскохозяйственной выставки.
в коллекции НХМ Беларуси). Гравюра
— Но если фамилия так много
сделавшего для нашей Беларуси
художника не известна широкой публике, значит, имя его было предано
впоследствии забвению?
Художник,
архитектор, философ, поэт,педагог. 110 лет
исполнилось со дня рождения финского Микеланджело Ахола Вало. В России
это имя знакомо лишь узкому кругу специалистов. А, между тем, Вало по
большей части реализовывал свои художественные проекты именно в нашей
стране. Алексей Олиферук продолжит.
Неважно, маленький народ или большой, но примером является тот народ, который понимает, каким человек должен быть.
Алекcантери Ахола-Вало
Как удивительно плетёт свои узоры судьба...
Она будто всматривалась в меня с двухметровой высоты, несмотря на
свои закрытые глаза. Она была вне времени и пространства. Её дитя
лежало на руках, за спиной просматривался круг бегущей истории, а ноги
погружены в плодоносную землю. Она – Матерь Всего.
Эта картина первая встретила меня в архиве А.Ахола-Вало. Столько
тепла и любви, умиротворения и равновесия излучала она. Картина была
словно живая. Она обнимала, она звала радостно жить и созидать с
любовью. Созидать во имя Любви к человечеству.
На следующей картине «Голубая душа» фигура с открытым сердцем в
мольбе устремлялась к источнику света по лестнице жизни. На ступеньках
написаны 39 – 40 - 41 годы. Страданием и состраданием светилось это
полотно.
Так
началось моё знакомство с наследием этого самоотверженного человека,
гуманиста, борца за просвещение, за красоту в жизни каждого дня,
человека, не знавшего отдыха, не жившего ни личными мерками, ни мерками
одной нации, человеком планеты Земля - Алексантери Ахола-Вало.
Подобно горьковскому Данко, всю свою сознательную жизнь Алексантери (близкие и друзья звали его Али)
служил людям, горел во имя пробуждения духа гуманизма на Планете и
твёрдо верил, что только через Культуру - через просвещение каждого
человека, через науку и понимание красоты люди смогут выйти на новый
культурный уровень. Мудрая любовь, так назвал он качество, без которого
не может состояться человек будущего.
Наипервейшие задачи перед работниками просвещения Ахола-Вало
осветил в 1994-ом году на расширенной дирекции правления обучения во
главе с губернатором коммуны Хяме (Хямеенлинна, Финляндия) Каарина
Суонио и главным директором Вилхо Хирви. Речь А.Ахова-Вало в
сокращённом варианте:
«Люди, работающие на благо маленького ребёнка, воспитатели -
наиважнейшие люди в мире. Но они сами ещё не понимают свою ценность.
Почему? Они ещё не знают, что тот, кто воспитывает и учит, тот и
управляет государством. Так и есть в мире будущего.
В современном мире все очень спешат. Спешат в бар и куда не нужно,
но почему-то нет спешки строить новую школу, в которой нуждается и даже
остро больное человечество. Не проходит мгновения на планете, чтобы
что-то не сгорело и не пострадали бы люди. Поэтому пробуждение силы
духа гуманности - самая важная задача в мире. Это я заметил уже в
1905-ом году когда увидел, как перед моими глазами тысячи людей были
расстреляны в кровавое воскресенье в Питере. Тогда я дал святую клятву,
что сделаю всё, что я могу, чтобы научиться тому, как учить воспитанию.
Это самая важная и святая клятва, которую ребёнок может дать себе.
Какая задача сегодня? Мы должны стать полностью цельными.
Самая важная задача – спасти в нашем мире хоть одно СРЕДОТОЧИЕ
ЗНАНИЯ, ГУМАННОСТИ, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Ведь этого нет. Существуют
университеты, казалось бы, высокой степени, но на каком низком уровне
они остаются, если не знают, как человек должен жить, как управлять
государством...
Неважно, маленький народ или большой, но примером является тот народ, который понимает, каким человек должен быть.
Школа и обучение не должны быть сиротами в этом мире. Наша сила в
истинной науке. Я люблю вас, потому что вы выбрали профессию, которая
уже сама по себе представляет МУДРУЮ ЛЮБОВЬ в мире. Вы должны узнать,
что нужно ребёнку. Вы это сможете узнать, основав НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
педиатрической психологии, где будут изучать душу и путь её развития.
Такой должен быть в каждой развивающейся честным путём стране. Ребёнка
необходимо развивать уже с самого раннего возраста. Если вы это
сделаете, то сослужите большую службу человечеству, спасёте свой народ
от этой ставшей привычкой беды, в которой народы пребывают, считая
своим единственным богом только ДЕНЬГИ.
Большинство работников в школах – думающие консервативно, пленники
психологии старых времен. В подобной должности прекрасно справится и
бойскаут, если нет никаких высших требований. Но мы должны об этом
подумать более глубоко. Работник школы должен показать пример другим и
мыслить на таком глубоком уровне, что, действительно, образуется
факультет, который на практическом уровне послужит воспитанию человека.
Взрослые ещё не проснулись к пониманию, какой природной
любознательностью обладает каждый новорождённый. Если это не
осознаётся, то никакие другие данные не имеют значения.
Без воспитания дети становятся дикими мартышками.
… Школа и наука о воспитании – самая большая задача в мире. От неё
зависят все другие области науки. Школа не только для того, чтобы учить
школьников читать и считать, а для развития более полноценного
человека. Если вы этого достигнете, будет выполнена самая большая
задача, которую мир ждёт. Это практическое задание. Используйте ресурсы
для усовершенствования человека, а не на поддержание НЕЗНАНИЯ. Это те
исходные пункты, среди которых я последние десятилетия живу и которыми
удивляюсь. Это та трагедия, которую безуспешно пытается разрешить моё
сердце.
Мы не можем сделать никаких обновлений без нового факультета. Мы
совершим большое преступление перед человечеством, если вовремя не
начнём готовить то, чего ждут все нации мира. Послушайте, дорогие
друзья. Я вас уважаю и хочу вместе с вами служить нашему народу. Я
вечный студент.»
Не хватит и десяти страниц осветить вехи из биографии этого цельного человека, борющегося за культуру и просвещение почти век.
Алексантери Ахола родился 27 января в 1900 на берегу Ладоги в
финской семье. Отец - революционер - толстовец, трубочист. Восьмилетним
мальчиком Али основал в Вырице свою первую школу, которая выросла в
комбинат культуры. В 1916году он успешно поступает в
элитную школу МАЯК в Санкт Петербурге, готовящую дипломатов. Является
самым младшим студентом. К этому времени он уже знае
... Читать дальше »
Дивали или Дипавали (Diwali или Deepavali), что на санскрите означает
«огненная гроздь» — фестиваль огней, повсеместно отмечаемый в Индии и
символизирующий победу света над тьмой, добра над злом. Приходится на
начало месяца Картик (октябрь—ноябрь) и празднуется в течение пяти
дней.
Существует несколько легенд, связанных с праздником. Вишнуиты увязывают
начало празднования Дивали с коронацией царевича Рамы, седьмого
воплощения Вишну. В ночь его счастливого возведения на трон по всей
стране была устроена иллюминация.
По другой версии, мудрое правление Рамы знаменовало избавление от
духовного мрака. Зажигаемые огни символизируют возвращение человечества
из тьмы к свету благодаря легендарному царевичу.
В каждом районе Индии празднование Дивали имеет свои особенности. Для
некоторых частей страны и групп населения (например, для торговых общин
Западной Индии) Дивали совпадает с началом Нового года. Торговцы в этот
день приводят в порядок счетоводные книги, прибирают лавки. Вечером
магазины и дома иллюминируют масляными светильниками или гирляндами
электрических лампочек.
На большей части территории Индии Дивали посвящается Богине богатства и
плодородия Лакшми, супруге Бога Вишну. Дома тщательно убирают, зажигают
все огни, так как Богиня не любит темноты, обращаются к ней с молитвой,
подносят ей молоко, в которое опущены монеты, а на ночь оставляют двери
и окна открытыми, чтобы ей было легче проникнуть в дом.
На Юге Индии в Дивали отмечают победу Бога Кришны над демоном
Наракасурой. В этот день победы добра над злом индусы обильно смазывают
себя кокосовым маслом, что очищает их от грехов, так как церемония эта
считается равной по значению омовению в священном Ганге.
На Востоке Индии, и особенно, в Бенгалии Дивали посвящен поклонению
черной Богине Кали, олицетворяющей культ силы. По этому случаю перед
изображениями Богини десять дней совершают молитвы, а затем эти
изображения погружают в воды рек или прудов.
Дивали празднуется и мусульманами, отмечающими приход Лакшми огнями и игрой в карты и кости, - ведь Лакшми приносит удачу.
В этот праздник света улицы городов и сел озаряются тысячами огней и
фейерверков. Воздух сотрясается от взрывов ракет, петард и хлопушек.