В этом году
исполнилось 110 лет со дня рождения Алексантери Ахола-Вало,
удивительного, но почти забытого в нашей стране художника и мыслителя.
Сын финского трубочиста, он вырос в революционном Петербурге, вступил в
Красную армию, а затем увлекся авангардным искусством, психоанализом и
даже создал собственную теорию по усовершенствованию человека -
эвохомологию. Работал в Витебске, Минске и Москве. В 1933, спасаясь от
репрессий, он уехал в Финляндию. Именно там, в фонде Ахола-Вало, сейчас
хранится его наследие, в том числе уникальные дневники, которые художник
вел почти 90 лет. Рассказывают «Новости культуры».
Архив Ахола-Вало в провинциальном финском городе Хяменлинна - это одно
большое помещение в здании, похожем на склад, полностью заполненное
документами, папками, книгами и коробками, часто без всяких
опознавательных надписей. Вход только для специалистов, предварительно
составивших обращение к директору фонда Ристо Суванто. Незадолго до
смерти в 1997 году Ахола-Вало завещал сохранить свой архив в одном месте
в неделимом состоянии. Русские исследователи там впервые. Прежде всего,
поражает объем собрания: тысячи графических листов, архитектурные
проекты, личная переписка, футуристическая живопись и фотоархив. С семи
лет Алексантери Ахола, избравший псевдоним Вало, что означает «свет»,
вел дневники. В этих тетрадях нашли отражения события в дореволюционной
Вырице и Петрограде, опыт службы на фронтах Гражданской войны. Среди
первых находок - жесткое фото с жертвами похода на Варшаву и письмо к
Надежде Крупской, из которого следует, что художник получил работу в
Москве благодаря протекции супруги вождя.
«Все время какие-то противоречивые
чувства - не барон ли это Мюнхаузен? На наш взгляд, совершенно
невероятные», - признается Анна Крутикова, ведущий специалист ассоциации
сотрудничества со странами Северной Европы «Норден».
Художник, скульптор, архитектор, автор
педагогической системы и философ. Пытаясь реализовать лучший жизненный
план, художник фиксировал практически все повседневные события. Также он
выступил в неожиданном для себя амплуа – создателя посмертной маски.
О художественных достоинствах
произведений Вало можно спорить, но очевидно другое - в графике мастера
нашли отражение наиболее заметные события 20-40-х годов. Работы в
стилистике красной антиклирикальной пропаганды, антивоенный и
антифашистский цикл. Каким-то чудом Вало, бежавший в Финляндию от
репрессий в 1933 году, сумел вывезти свой фантастический по объему
архив. Факт, заставивший финнов подозревать художника в связях с НКВД.
Племянница художника Ритва Ахола
говорит: «Мне очень грустно, что люди думают так. От имени родственников
Вало я могу сказать, что в первую очередь он был художником, человеком
мира. В 30-е годы его знала вся интеллектуальная элита Финляндии, но,
учитывая его красное прошлое, ему, конечно, не доверяли».
Вало воспитала русская культура,
основной энергетический заряд художник получил на пике революции. В
Белоруссии он реализовал свой самый фантастический замысел - павильон
человеческих страданий. Здание со множеством скульптурных композиций
было разрушено в первые дни оккупации Минска.
Председатель фонда Ахола-Вало Ристо
Суванто рассказывает: «У Ахола-Вало была своя миссия, он переживал за
все людские страдания и искал человеческое в человеке. На самом деле это
был художник толстовского типа».
За год до смерти Вало реализовывал свой
очередной фантастический проект. Совместно с режиссером Марьей
Мюллюниеми он поставил в детском театре пьесу, которую написал в Вырице,
когда ему было 12 лет. Драма из жизни сына финского трубочиста нашла
зрителей через 85 лет после создания.
«Удивительно, что в пьесе Вало говорит о
совершенно актуальных вещах, - говорит Марья Мюллюниеми. - Институт
школы остается авторитарным и часто давит на ребенка. Насилие не ушло из
сферы воспитания, и об этом он говорил за год до смерти».
В 1997 году согласно завещанию, прах
Вало был развеян над Балтикой в районе сближения трех границ - русской,
шведской и финской.