.. внешне он
был абсолютно гармоничный: и рост, и фигура, и походка, и всё было в нём
так красиво,..
Ответы на вопросы присутствующих на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества
Наталия Дмитриевна, расскажите о Борисе Николаевиче Абрамове.
Мы сами о нём мало знаем. Это был человек, который о себе вообще
избегал говорить, он этого совсем не любил. Он говорил об Учении. А о
Борисе Николаевиче — самые отрывочные сведения. Морской офицер. Когда
была революция, он ушёл в Харбин; тогда очень многие туда ушли из
Азиатской России. Там он обосновался. Он химик, у меня даже фотография
есть, где он работает в химической лаборатории. Великолепный художник; к
сожалению, он этому не уделял внимания, это было между прочим. У меня
остались его рисунки. Так же между прочим он писал стихи, он на этом не
сосредотачивался, но все его стихи прекрасны с точки зрения формы, а про
содержание и говорить нечего. Также написал несколько рассказов,
которые у нас были напечатаны в журнале. Но всё это делалось как бы
между делом. Главное дело его жизни — это получение Записей, которыми мы
сейчас питаемся, — «Грани Агни Йоги».
Я говорю то, что я лично знаю и что он говорил нам. Но нам он говорил
ведь далеко не всё. Мы были его ученицами, и он вовсе не собирался нас
посвящать в свою биографию, он о себе вообще не любил говорить. В первом
томе [«Граней Агни Йоги»] есть его краткая биография. По-моему, это
даже не так важно. Ведь важно — он и его связь с Иерархией. А был ли он
морским офицером, химиком или физиком — разве эта сторона нам так уж
необходима? Меня это лично не волновало нисколько. Я только знаю, что
всю свою жизнь он посвятил именно духовной работе, устремлению. И
всегда, с самого начала, был тесно связан с Иерархией Света, и всё, что
он писал, всё это Оттуда, но только в более доступной для нас форме.
Вы рассказывали, что Борис Николаевич был очень гармоничным человеком.
Такого гармоничного человека я никогда не видела. Во-первых, внешне
он был абсолютно гармоничный: и рост, и фигура, и походка, и всё было в
нём так красиво; и манера держаться: очень спокойный, ни одного лишнего
жеста, ни одного лишнего движения, и в то же время полон энергии. Всё
делал очень умело, — я видела, как он колол дрова, топил печь, носил
воду, делал всякую домашнюю работу, — всё это было красиво и как-то
особенно; конечно, это была ненарочитая красота. Руки у него были
удивительно красивые, мужские, достаточно большие, но очень красивые
руки; очень мало жестов, жесты были скупые, но выразительные. Если он и
делал какие-то жесты, то это было очень выразительно и очень кстати. Но
чтобы махать руками — этого никогда не было. Он понимал, что это
растрата энергии, да и вообще по своему характеру он был очень сдержан
..........
С какого года Борис Николаевич начал заниматься Учением?
В Харбин приезжал во время своей экспедиции Николай Константинович
Рерих, и там Борис Николаевич с ним познакомился и получил от него
Учение. Рерих признал его своим учеником и написал об этом Елене
Ивановне. Елена Ивановна сама написала Борису Николаевичу и о его
назначении, о том, что он признанный ученик и что в прошлом они тоже
были связаны. Этого письма я не видела, но оно решило судьбу Бориса
Николаевича. И тогда он приобрёл все книги и стал изучать Живую Этику.
Потом у него было несколько учеников, но очень мало, он очень строгий
отбор делал, предъявлял к ученикам определённые требования, поэтому у
него было всего несколько человек.
Как Вы стали заниматься с Б.Н.Абрамовым?
Когда я пришла к Борису Николаевичу, я уже с Учением была знакома, и
он включил меня в очень узкий круг своих учеников, с которыми мы
регулярно, раз в неделю, встречались у него и занимались. Мы читали
книги и задавали ему вопросы по Учению. С некоторыми из нас, не со
всеми, Борис Николаевич изучал «Тайную Доктрину» Блаватской. Он уже знал
к тому времени очень много, потому что встречался с Николаем
Константиновичем во время его пребывания в Харбине и от него много
узнал, и частично делился с нами. Благодаря этому я получила
определённое направление, определённые знания.
Наталия Дмитриевна, обсуждал ли с Вами Б.Н.Абрамов свои Записи, когда Вы жили в Харбине?
Мы регулярно собирались и занимались раз в неделю, Борис Николаевич
каждое занятие начинал с прочитывания какой-нибудь своей Записи. Эти
Записи Борис Николаевич получал из Высшего Источника. Мы всегда очень
ждали, чтобы услышать его очередную Запись, а после этого уже начинались
занятия. Каждый из нас приносил то, что за неделю наработал. Мы брали
темы, делали выборки; что-то читали, и у нас, естественно, возникали
вопросы. Он всегда ждал вопросов. Зачитывали то, что нам особенно
звучало, комментировали это. Но самое главное было — это, конечно,
прослушивание его Записей.
В каком году Вы закончили это прослушивание?
Мы закончили, когда репатриировались, то есть в 1959 году. И он и я
одновременно уехали на родину. Хрущёв дал возможность репатриации, он
открыл двери русским, живущим за рубежом. Мы этим воспользовались,
потому что Рерихами было сказано Борису Николаевичу: «Ехать, ехать и
ехать. Вы там нужны». Естественно, что мы и поехали. Но некоторые
поехали в обратном направлении — в Австралию, например. Русские живут
там материально очень хорошо по сравнению с нами: у них свои коттеджи,
машины, там очень высоко оплачивается труд. Это благополучнейшая страна,
не знавшая никаких войн, никаких революций, потрясений, но там
совершенно мёртвая зона в смысле духовности. И жизнь там — это напрасно
прожитая жизнь, я так считаю. Мы могли тоже туда уехать, и мы знали,
какие трудности нас в России ждут. Сколько времени без квартиры маялись,
было трудно, и климат уж больно суровый. И всё равно были счастливы.
Будучи в Харбине и занимаясь, мы всё время делали это с прицелом, что
поедем на Родину. И всё, что мы писали, — это всё пригодится, говорил
Борис Николаевич. Тогда и я стихи писала; и все его сочинения, Записи,
рассказы и стихи, которые мы теперь публикуем, — всё это делалось для
Родины. Мы верили, что если тогда было нельзя, то потом будет можно. Так
оно и получилось.
Что Борис Николаевич говорил о будущих задачах России?
Он говорил то, что сказано в Учении Живой Этики. А в Учении говорится
так много о будущей России: о её расцвете, о том, какая она будет, что
это будет оплот мира во всём мире. Он ждал, верил, надеялся, что до
этого доживёт. Но, к сожалению, он ушёл раньше времени.
Если бы он не «болел» Россией, он не поехал бы сюда, что было в его
возрасте совсем не так просто. И он не был уверен, провезёт ли свои
Записи. Он их провёз. Это было чудо. Потому что на границе отбирали все
несоветские издания. Всё было очень жёстко. А мы всё провезли — и книги,
и Записи. Это была явная Помощь. Это было так называемое обыкновенное
чудо, которому я удивляюсь до сих пор, потому что другие не провезли.
То есть на границе смотрели, видели и тем не менее оставили?
И тем не менее не видели. Это было на границе, станция называлась
Отпор. Они просмотрели наши сундуки: имеется ли там антисоветская
литература, имеется ли оружие или ещё что-нибудь, — всё осмотрели, но
ничего не увидели. И это было необыкновенно. Я так молилась, за Записи
больше всего. А если бы я без книг осталась, например? Я читала без
перерыва всё время, каждый день, делала много выборок на разные темы,
стихи писала и со стихами ехала в Новосибирск. Часть «Капель» уже была
написана. Так что такие бывают вещи: смотрят и не видят. Помните, есть
такая легенда о том, как ехала группа людей и им было Сказано: «Стойте
неподвижно». Подъехали разбойники и говорят: «Там какие-то люди? Да нет,
это деревья или камни». И проехали мимо. У нас было то же самое — они
увидели всё, что мы везли с собой: бельё, одежду, обувь, подушки,
одеяла. Это было великое чудо, за которое я до сих пор не перестаю
благодарить. Настолько это важно было! Особенно Записи и все письма,
которые Елена Ивановна писала Борису Николаевичу, — всё было привезено.
Борис Николаевич не мог получить квартиру в Новосибирске и поехал в
маленький городок Венёв. (Это Тульская область, четыре часа езды от
Москвы.) Там дали ему в конце концов очень маленькую квартиру без
удобств. Жилось ему очень трудно. Я ездила к нему каждое лето во время
отпуска. Останавливалась в гостинице и каждый день приходила заниматься с
ним. За год у меня накапливалось много вопросов по Учению, с Борисом
Николаевичем все эти вопросы разрешались. Сейчас у меня накопилось много
записей бесед с ним.
Были ли у Б.Н.Абрамова новые ученики в Тульской области?
Прямых учеников не было. К нему приезжали москвичи, которые много лет
занимались сначала теософией, потом Живой Этикой. Они с ним
познакомились и ездили к нему на беседы, но это не были ученики.
Н.К.Рерих, насколько известно, дал кольца ученичества двум ученикам.
Да, совершенно верно. Я точно знаю кому — Абрамову и Хейдоку. У
Хейдока на руке было это кольцо. У Абрамова я тоже видела кольцо, хотя
он его на руке не носил.
Почему Записи Б.Н.Абрамова называются «Грани Агни Йоги»? Это продолжение, или дополнение, или объяснение Учения Живой Этики?
Грани — это стороны одного и того же предмета. Мы можем взять любой
огранённый предмет, скажем, вазу с многими гранями или плоскостями — она
едина, но имеет много сторон — она многосторонняя. Грани — это части
целого, и они помогают это целое понять, они его дополняют. Чтобы
охватить предмет, или какую-то мысль, или книгу со всех возможных
сторон, нужно рассматривать грани все вместе, потому что если их не
принимать все, а только какую-то одну сторону, то это получится
односторонне и плоско. Агни Йога имеет так много аспектов, так много
граней, что нужно отметить это и подходить к этому как можно шире. Книги
эти [«Грани Агни Йоги»]
чрезвычайно полезны, потому что они не суживают великое понятие Агни
Йоги до какого-то одного пункта или мысли, но, наоборот, очень расширяют
подход к ней.
«Грани Агни Йоги» читаются легче, чем Живая Этика.
Потому что тот, кто писал «Грани», — ближе к нам по цепи Иерархии.
Ведь цепь идёт от самого Высшего, потом — Елена Ивановна, Николай
Константинович, потом ученики. Абрамов был принятым учеником Николая
Рериха, о чём имелись письменные подтверждения. Эти письма нам
показывались. Поэтому «Грани» доступнее, поскольку Борис Николаевич
ближе к нам по духовной ступени. Его духовная ступень по сравнению с
нашей очень велика, но по сравнению со ступенью Елены Ивановны и Николая
Константиновича он, конечно, к нам ближе, поэтому нам «Грани» и
понятнее. Никакого расхождения между тем, что давали Рерихи, и тем, что
даёт Абрамов, нет, но он даёт это в более доступной форме. Точно так же
законы математики всегда остаются неизменными, но в первом классе
математика преподаётся не так, как в седьмом классе, и не так, как в
одиннадцатом, хотя это всё та же самая математика. Так же и тут.
Не происходит ли отход от первоисточника, данного через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов?
От первоисточника никакого отхода не происходит, потому что свои
Записи, образцы их, в своё время Абрамов посылал Николаю Константиновичу
и Елене Ивановне, и она полностью подтвердила их Высокий Источник. И
эти письма имеются. Так что никакого отхода ни в малейшей степени нет.
В Учении Живой Этики сказано: «Все имейте Учителя на земле». Что
для Вас значило быть ученицей Б.Н.Абрамова? Что Вы вкладываете в понятие
земного Учителя?
То, что говорится об этом в Учении; что земной Учитель — это связь с
Высшим, связь с Великим Учителем, и это Контакт. В Учении сказано: «Все
имейте Учителя на земле». Но это не так просто. Для меня это имело
огромное значение, потому что Борис Николаевич Абрамов всегда давал те
советы, которые действительно были мне нужны; указывал мне на мои
ошибки, недостатки, критиковал — я была всегда ему очень благодарна за
это; или, наоборот, за что-то хвалил — это тоже имело для меня огромное
значение. Словом, я полностью доверяла ему, как Посреднику между мной и
Великим Учителем.
1990-е гг http://sibro.ru/teacher/books/841/27039