Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое
самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями "Весны Священной”.
Мы не можем принимать "Весну” только как русскую или как славянскую... Она
гораздо более древняя, она общечеловечна.
Это вечный праздник души. Это
восхищение любви и самопожертвования, не под ножом свирепой условщины, но в
восхищении духа, в слиянии нашего земного существования с Вышним.
На
расписной балке Тенишевского дома записаны руны "Весны”. Княгиня Тенишева,
преданная собирательница и создательница многого незабываемого, уже ушла.
Нижинский уже более не с нами, и уже Дягилев творит по-новому в духовных сферах.
И все же "Весна Священная” нова и молодежь принимает "Весну” как новое
понятие. Может быть, вечная новизна "Весны” в том, что священность Весны вечна,
и любовь вечна, и самопожертвование вечно. Так, в этом вечном обновленном
понимании, Стравинский касается вечного в музыке. Он был нов, потому что
прикоснулся к будущему, как Великий Змий в кольце касается Прошлого.
И
волшебник созвучий, наш друг Стоковский, тонко чувствует истину и красоту.
Чудесно, как жрец древности, он оживляет в жизни священный лад, соединяющий
великое прошлое с будущим.
Правда, прекрасен в Кашмире праздник огней!
Прекрасны гигантские трубы горных монастырей! Из-за Канченджанги началось
великое переселение, несение вечной "Священной Весны”!
Н.К.Рерих "Весна Священная" сборник "Держава Света"
|