Чему бы такому порадоваться? Не успеешь усмотреть радость, как
она превращается в новую заботу. Не успеешь почувствовать победу, как она
обращается в новый поход. Кто-то бы сказал, просто беда.
Но какая же
такая беда, когда это есть жизнь. Стоит вспомнить целый ряд деятелей времен
итальянского Возрождения и удивиться остроте волн, и вниз и вверх взмывающих.
Сама пена является только знаком нового накопления. Именно среди этих сильных
характеров можно наблюдать, до какой степени остро соприкасались между собою
величайшие их напряжения и происшедшие за ними величайшие достижения.
Лишь в школе жизни, когда никто, казалось бы, не печется о достижениях
этих деятелей Возрождения, опять выковывались необыкновенные возможности. Сейчас
мысленно вспоминаю несколько определенных примеров, и вместе с их биографами
можно удивляться, каким образом могли создаваться новые решения и возможности,
когда, казалось бы, никакого пути уже не было.
Так могло казаться с
узкой земной точки зрения. Но у этих сильных мыслью и делом людей путь всегда
находился. Находился этот путь в необыкновенной новизне и неожиданности. Уже
тогда при несовершенных путях сообщения были слагаемы пути заморские и загорные.
Если кому-то теперь кажется что-то неимоверно трудным, то насколько труднее это
было когда-то тогда, когда оставалось столько пугающе неизвестного.
Так
же, как теперь, когда отмирали целые города и страны, а сильные духом продолжали
свою славную одиссею. Какую же одиссею нужно почитать теперешним людям, чтобы и
среди забот все же порадоваться. И порадоваться в полной вере, ибо без веры нет
осуществления. Как же подойдут они без веры к высокому и мощному, одно
приближение к которому уже может наполнять трепетом? А в вере - все легко. Ведь
вера есть, попросту говоря, знание.
И вот по вере, по знанию видно, что
можно радоваться. Можно радоваться постоянно новым путям, так же неисчислимым,
как неисчислимы светила небесные. Разве только случай приводит к нахождению
новых путей? Именно не случай, ибо и случая-то почти не бывает, но всегда идет
пришествие новых, уже когда-то сложенных возможностей.
Если кто говорит,
что дальше так нельзя, то именно в этом "так” он лишь останется правым. Так
нельзя, но иначе можно. Для этого "иначе” соберем всю нашу память, очистимся от
ненужной ветоши и попробуем посмотреть глазом новым.
Ведь для обычного
жильца место представляется изжитым, но стоит прийти к тому же месту новому
человеку, - и он найдет в нем новые рудники и новые горизонты. Ибо посмотрит он
глазом новым. Вот в этом-то постоянном обновлении, в возможности такого
появления и будет заключаться неиссякаемая радость. Если же мы знаем, что этот
источник неиссякаем и может быть замутнен лишь нами самими, то, превозмогая
себя, мы опять приобщимся к вечным святыням восхождений.
Если кому-то
почему-то очень грустно или смутно, то пусть он напомнит себе сознательно и
повелительно о том, что радость возможна, что она есть и будет. Кто-то назвал
такое утверждение "заклинанием радости”. Может быть, это недалеко от истины.
Если вы чего-то хотите - вы должны об этом думать и вы должны магнитом сердца
привлечь это. Когда вы скажете себе "порадуемся”, - это никогда не будет
отвлеченным бессмыслием, но будет лекарством особым и мудрым. "Радость есть
особая мудрость”.
Цаган Куре. 10 мая 1935 г.
|