Размышление о сущности и значении Учения Живой Этики
Время становления всего Рериховского движения прошло. Время перехода
его в новое качество наступило. Любое культурное и общественное
движение представляет из себя энергетический процесс. В брожении и
взаимопересечении мощных потоков духовного и псевдодуховного
постепенно выявляется разделительная черта.
Самым важнейшим, безусловно, является уровень сознания, но не только в
смысле накопления духа, но и в проявлении его. Соответствующая ступень
развития и определяет распознавание, главное в котором - различение:
где Свет, а где тьма. И хотя все участники Рериховского движения,
по-видимому, согласятся о разделении по критерию Света и тьмы, то при
конкретном рассмотрении персональный и общественный состав с двух
сторон от разделительной черты будет ими назван весьма различный.
Среди тех же, кто искренне утвердился на основах Света, есть не мало
нерешённых проблем, которые не позволяют вырасти чувству единения для
устремлённых. Одна из таких проблем - это отношение к самому Учению
Живой Этики - основе основ Рериховского движения. Не решены, казалось
бы, самые ясные и понятные вопросы:
а) Что есть вообще Учение Живой Этики?
б) Что включает в себя Учение Живой Этики, или что можно называть Книгами Учения Живой Этики?
в) Каковы критерии оценки подлинности Книг Учения Живой Этики?
г)
Что есть философия и её соотношение с Учением? Какое место занимают по
отношению к Учению и между собою такие понятия как: религия, культура,
наука, искусство, йога, этика? Какова их иерархичность, иными словами:
что является наиболее значимым, ведущим и вмещающим?
Уверен,
что ответы на эти вопросы требуют глубоких размышлений и обоснований,
а потому не могут быть изложены в одной маленькой, предваряющей статье.
Во-первых, если мы признаём Единую Иерархию Сил Света, то мы,
безусловно, признаём и Иерархию Учителей и среди них Иерархию Учителей
человечества Земли. Должны мы тогда признать и Иерархию Знаний. Логично
утверждается и Единый Источник Знаний, необходимый для эволюции
живущих на планете и, в первую очередь, для человечества. Необходимо
знать и другое, не менее важное положение - Иерархия Сил Света
беспредельна и является выражением самой Беспредельности. Именно
отсюда должна исходить первая аксиома: когда, сколько, через кого, в
какой форме и в какой последовательности, в какой мере глубины и для
каких сознаний выдавать Знания для человечества - знает только сама
Иерархия, или, иными словами, наши Великие Учителя. Кому-то покажется
подобное утверждение банальным, но, как ни странно, именно эти вопросы
более всего не принимаются во внимание, ибо некоторые неокрепшие
сознания нередко принимают на себя право решать за Высокий Источник,
как Ему поступать, земное решает за Небесное. Тленное и преходящее -
за Вечное.
Вернёмся к Учению. Учение - есть то, что исходит как Знание или
Мудрость из Сокровенного Источника от Учителей. Пути передачи были и
остаются разными: Великий Учитель сам мог передавать Знания и даже
записывать в Книгах, иногда Он излагал, а Ученики записывали, в других
случаях Учитель передавал через своих Учеников устно или особыми
способами, как при нахождении на Земле, так и после Своего ухода с
земного плана. Все эти способы уже стали более или менее известны
пытливым умам и последователям Учения, но, тем не менее, различие в
понимании этого вопроса здесь превеликое. Для нас из всех размышлений
важно понять, что Учение есть Мудрость или Знание, даваемое Великими
Учителями человечества непосредственно или через своих доверенных
учеников. И что самое важное - Учение это едино, Единое Учение. Иными
словами, когда мы говорим, или произносим слово учение с маленькой
буквы, то это всё лишь имитация и жалкое отражение Великих Знаний или
Учения.
Теперь немаловажным является вопрос: периодическим или постоянно
льющимся Потоком является Учение? Если сторонники Сил Света сойдутся в
едином мнении по этому вопросу, то наступит Эпоха Единения, к которой
нас призывают те самые Светлые Силы. Чтобы установить здесь
определённую направленность хода рассуждений, приведём аналогию,
взятую из известных философских концепций. Если Бога нет - атеизм, если
Бог един, но он Сущность - монотеизм, если Бог - Творец и Наблюдатель,
редко вмешивающийся в происходящее в своём Творении - деизм, если
богов много и они не имеют единого - политеизм или язычество, если Бог
есть Беспредельность, Всё - Пан (греч.), присутствующий во всём,
всегда, беспрерывно и безостановочно, в нас и везде и мы все Его часть
- пантеизм.
Что выберут последователи Учения Света? Знают последователи, что наша
система мировосприятия - пантеизм. Следовательно, необходимо продолжить
аналогию и на постоянный эволюционный процесс или поток Знания или
Мудрость.
Оппоненты нам скажут, что Учение имеет разные наименования, скажем
Учение Будды, Христа, Гермеса и т.д., а теперь - Учение Живой Этики.
Все они давались на тысячелетия и, признавая их вышедшими из Единого
Источника, мы, тем не менее, говорим, что все они имели строго
ограниченный перечень Книг, входящий в их состав соответственно. Да,
это так, но только при начальном рассмотрении. Каждая часть Единого
Учения Света, выдаваемая из Высокого Источника, обязательно имеет свою
обязательную и законную систему выражения, доказывающую её
преемственность. Именно потому, каждая Новая часть, получающая своё
наименование в зависимости от эпохи, сознания человечества, народа,
через который передаётся, но в основании или фундаменте своём, включает
в себя все предыдущие Знания. То есть всё то, что уже стало известно
или ещё до поры неизвестно, но в приложении к данной Эпохе, в
соответствии с её энергетическими условиями.
Например, в основание Учения Христа вошло всё то, что ранее входило в
Учения Орфея, Пифагора, Моисея и т.д. Потому и Учение Живой Этики имеет
фундамент, который заключён во всём предыдущем наследии и изложен в
Письмах Махатм, трудах Е.П.Блаватской, в основном, "Тайной Доктрине"
и Учении Храма.
В
Учении, изложенному в сжатой, концентрированной форме в зависимости от
хода развития человеческого сознания и Космических Сроков,
производится раскрытие, углубление и выявление различных Его граней.
Например, первыми такими гранями Учения Живой Этики были комментарии
Е.И.Рерих, известные как "Письма Е.И. Рерих". Безусловно, эти Письма
есть выражение Учения, и потому его неотъемлемая часть, ибо написаны
они в полном Единении с Источником. Дальнейшее раскрытие Учения идёт по
пути, проложенному Матерью Агни Йоги, т.е. Е.И.Рерих. По проторенным
путям двигаться уже легче. По земной аналогии, после Ю.Н.Гагарина пошла
череда космонавтов, многие имена которых, теперь широко неизвестны.
После Писем Е.И.Рерих следуют грани Учения под названием - "Грани
Агни Йоги". В них представлено не только углубление и расширение
ранее изложенного, но и раскрытие новых областей Знания, связанных с
ускорением времени и вхождением человечества на новый этап развития.
И это ускорение стремительно, оно не столь заметно на физическом плане
и для неподвижных сознаний, сколько выражено незримо и заметно для
устремлённых сознаний.
Самый главный Океан Учения, безусловно разлит в Пространстве. Каждый
человек может черпать из него. Но для этого нужно выйти на
определённый уровень сознания. Отдельные фразы, выражения и положения
впитывает всё человечество, но важно их уложить в сознание системно.
Потому так нужны сами Книги Учения. Некоторые черпают в Пространстве
целые блоки Знаний. Яркий пример тому ментаграммы Н.Уранова,
представляющие большой интерес, но в тоже время и не бесспорные.
Многие
из тех, кто черпает отдельные блоки знаний, предаётся гордыне без
непосредственной связи с Иерархией. Подобным положением незамедлительно
пользуются служители тьмы, проводя через них свои чёрные потоки в
оправе слов и выражений Учения. Всё это вместе взятое и даёт основание
говорить об искажённых, затемнённых и тёмных каналах и контактах с
Невидимым Миром. Таким образом, появляются "контактёрские" источники,
а, следовательно, "контактёрская" литература. Но с грязной и мутной
водой, как это не редко происходило в человечестве, не редко выливают
и ребёнка. Иными словами, настроившись на выявление и борьбу с
загрязнением Чистого Источника, можно по ошибке или невнимательности
отбросить из Него исходящее. Яркий пример тому, непризнание и отрицание
продолжения Учения - Граней Агни-Йоги . Таким образом, создаются
тяжёлые кармические последствия, ибо вставшие против подобных Книг,
прерывают связь с Иерархией; отрицая Знания Иерархии - отрицают её как
таковую, порою не задумываясь об этом. Что ждёт человека, который
накопил известный запас психической энергии и потерял Связь с
Источником? Можно только предположить - положительное должно уявиться
отрицательным, противоположным Космическому Магниту. Начнёт
действовать отрицательное притяжение с нарастаним, с ускорением.
Разговор об Учении, его составляющих Книгах предстоит ещё долгий и
сложный. Не только предполагаю, но даже знаю, сколько будет много
несогласных с изложенной точкой зрения, особенно со стороны многих
утвердившихся рериховцев, но серьёзный разговор по этому вопросу
необходим.
Далее, размышляя об Учении, хотелось бы выразить ещё одну его сторону.
Это касается практики Учения. Каждое выражение Учения имеет свою
практику приложения. Неотъемлемой частью любой практики Учения
является связь с Иерархией. А это и есть Йога. Достаточно высокое
овладение Учением предполагает Йогу. Йога - практика Учения. Никогда
так широко не давалась человечеству практика Учения. Но именно с
напряжением новых Пространственных Огней важнее именно практика.
Иными словами, всё Учение становится направленным на овладение Огнями.
Именно потому Учение сливается со своей практикой и получает своё
второе наименование - Агни-Йога. Высшая ступень достижений человека на
Земле - определённая степень овладения огнями - достижение ступени Агни
Йога.
Никакие земные достижения: политическая власть, научные звания и
регалии, общечеловеческое признание не могут сравниться, даже в
малейшей степени, с достижениями Агни-Йога. Именно потому высшее
действие человека на Земле есть овладение Учением, овладение
Агни-Йогой. Всё остальное - только способствующее тому. Это к вопросу
о "посиделках" рериховцев, в которых презрительно и умалительно
обвиняют последователей Учения, собирающихся в группах и кружках по
изучению Учения Живой Этики. Велика ответственность тех, познавших
Мудрость Учения, и прилагающих усилия привнести Его в жизнь. Потому так
важно было явить образцы подобного действия.
Образец
даёт тот, кому Доверено Свыше, а именно, Посланец. Таковым Посланцем
был Н.К.Рерих. Именно через него и от него проходил образец осмысления
Учения или Философия Учения. Философия и есть постижение Мудрости как
Учения и приложения её в жизни. Но Мудрость можно искать и находить во
всех явлениях жизни, во всех проявлениях и преломлениях духовных
достижений человечества. Именно всё приложенное человечеством в жизни,
отражённых в нём Знаний данных свыше, и устремляющих его к Свету, и
будет выражением почитания Сил Света, что и есть Культура. Выражением
же поиска самих истинных крупиц Знаний, разлитых во всех веках и
народах и будет выражать Философию Культуры. Имитацией философии будет
софистика - мудрствование, т.е. подражание по некоторым образцам форм,
но не по содержанию. Философия Культуры, также как и философия Учения
Живой Этики, входит в философию Н.К.Рериха.
В самом Учении сказано о том, что не вместившие основы Культуры не
способны вмещать и Учение. Вот почему Культура - спасение и в Культуре
- спасение! Но и к Культуре необходимо подойти.
И пути эти могут быть многоразличными. Можно двигаться путём опытного
познавания мира, путём обобщения опыта самого человечества.
Единственным и непреклонным условием успешности подобного пути,
называемого наукой, является участие духа. Путь этот оправдан только с
одухотворением науки. Только тогда он станет поистине творческим и
приблизится к искусству, а с присущим духу устремлением к Высшему, в
определённой степени, к религии.
В соответствии же с концепцией Рериха о понятии Культуры как синтеза
религии, искусства и науки, указанная одухотворённая наука будет
занимать одно из ведущих мест в эволюционном пути развития
человечества. То же касается и искусства, как высшей ступени развития
творческого процесса, отображающего через своё сознание картину
действительности мира. Духовное творчество направит и к нескончаемому
эксперименту, что сблизит его с наукой и с Высшим Началом, выражающим
проявление религиозности. Мы опять будем свидетелями единства
искусства, но через сближение с наукой и религией, т.е. Культуру.
Религия, как путь воссоединения с Источником, с Высшим Миром, с Богом,
с возвращением мысли о Едином Начале непременно приведёт к идее
Единого Бога. Это и есть основа будущей Объединённой или Единой
религии, религии Духа. Может ли путь Единой религии быть без подражания
Творцу? Безусловно, нет. Именно потому, путь религиозный - это путь
творческий. Он и сейчас в определённой мере проявляется во всех без
исключения религиях. Произойдёт в определённой мере единение религии и
науки. Таким образом, через религиозный путь мы приблизимся к Культуре.
Иными словами, к ней приведут все пути - научный, религиозный и
искусства.
А Культура это и есть то поле, в котором может и непременно должно
проявляться и развиваться Учение и его практика - Йога. Так начнётся
семимильное продвижение человечества по пути эволюции.
Чеглаков О.Н. 2007 г.
(9,70 КБайт - Скачать файл)
|